USD 57.57 EUR 68.56

Архив номеров

16+

  • Единые социальные проездные - не льгота, а поддержка

    2015.07.200319

    Сегодня только ленивый человек не обсуждает грядущую реформу в крае по замене единых социальных проездных билетов на ежемесячные денежные пособия. Плохо это или хорошо? Общество разделилось надвое. Одни не видят в этом ничего дурного, а, наоборот, одни плюсы. Вторые, во главе с оппозицией, активно выражают своё недовольство. Первых, кстати, больше. И это показатель того, что инициаторы реформы на правильном пути.


    Единые проездные для пенсионеров – это социальная поддержка, если хотите, материальная помощь. В этом вся суть. И на эту меру в Хабаровском крае, наряду с Татарстаном, Мурманской и Владимирской областями, лет десять назад добровольно пошли не от хорошей жизни. Но инициатива, как мы знаем, всегда наказуема. Решив отказаться от «льготных» проездных и отдать «живые» деньги людям, краевое правительство дало повод оппозиции лишний раз сыграть на чувствах народа.


    Цель данной статьи - разобраться, что к чему. Ведь, вот, разговариваешь с людьми на митингах и диву даёшься: да они не знают или попросту не понимают, о чём спорят!


    Но давайте, наконец, выясним, что же это такое – единый социальный проездной билет (ЕСПБ), и почему именно с 1 ноября текущего года решено отказаться от него в пользу адресной поддержки населения.


    Главный вопрос: для чего это делается?


    - Это делается для того, чтобы в условиях экономического кризиса оптимизировать расходы на социальную поддержку населения из краевого бюджета, - объясняет заместитель председателя правительства Хабаровского края по вопросам социального развития Владимир Чаюк. – При этом мы должны соблюсти принцип социальной справедливости, разделив эту помощь на всех нуждающихся в крае. Речь идёт даже не об экономии бюджета, а о рациональном перераспределении средств из фонда соцзащиты.


    Предлагаю посчитать. На компенсацию ЕСПБ мы тратим из краевого бюджета около миллиарда рублей. Причём, лишь треть из этих денег непосредственно доходит до людей. Львиную долю от общей суммы мы отдаём транспортникам в виде компенсации за проезд пенсионеров и льготных категорий граждан. С 1 ноября текущего года предлагается отказаться от социальных проездных и разделить этот миллиард на всех нуждающихся в краевой поддержке.


    - Поймите, единые социальные проездные билеты для пенсионеров – это никакая не льгота, на которую они имеют право, - уточняет министр социальной защиты населения края Николай Цирюлик. – Это материальная поддержка социально незащищённых слоёв населения. Но помогая одним, мы отказываем в этой поддержке другим. А это несправедливо.


    Давайте разберёмся по существу. Как показывает статистика, едиными социальными проездными все эти годы в крае пользовались лишь 33 процента от всех нуждающихся в поддержке. Половина из них – федеральные льготники, которым и так полагается компенсация за проезд из госбюджета. Вторая половина - пожилые горожане, проживающие в Хабаровске и Комсомольске-на- Амуре. Компенсация их проезда на общественном транспорте из краевого бюджета составляет 605 рублей в месяц на человека.


    Остальные пенсионеры, которым сейчас выплачивается по 100 рублей, проживают в сельских районах, где нет общественного транспорта. И что они могут приобрести на эти 100 рублей, кроме проездных, которые им не нужны? Вот этот перекос и решено ликвидировать.


    С 1 ноября 2015 года из краевого бюджета будет оказываться адресная, более точечная помощь тем, кто действительно нуждается в социальной поддержке. В частности, труженики тыла и реабилитированные лица будут получать по 440 рублей в месяц, плюс 50-процентную компенсацию за пользование телевизионной антенной. Ветераны труда – по 405 руб./месяц. Учащиеся из многодетных семей, граждане пожилого возраста, не имеющие льгот по другим основаниям, а также малоимущие граждане пожилого возраста, вышедшие на пенсию после 1 ноября 2015 года, по 310 рублей в месяц.


    - Это будет уже более существенная помощь всем пенсионерам Хабаровского края, нуждающимся в нашей поддержке, независимо от их места проживания, - продолжает Николай Цирюлик. – Они могут тратить эти деньги по своему усмотрению и выбирать, на чём ездить. Им не надо будет простаивать часами на остановках в ожидании муниципального транспорта. Тогда и транспортники станут бороться за каждого пассажира, повышая качество перевозок.


    - Пассажирские автотранспортные предприятия (ПАТП) избрали лёгкий путь – судиться с правительством, - комментирует Владимир Чаюк. - Вместо того чтобы на деньги, полученные от края, конструктивно решать свои экономические проблемы, искать пути выхода из кризиса, они постоянно жалуются на то, что терпят по нашей вине убытки. А вот в Комсомольске-на-Амуре, к примеру, ПАТП в прошлом году сработало даже с прибылью. Чем не показательный пример для хабаровчан? В общем, недовольных хватает с двух сторон. Вот и решено разрубить этот «гордиев узел».


    Вспомните ещё про ту старушку


    Одним из несомненных плюсов предстоящей реформы является морально-этическая сторона вопроса. В СМИ то и дело приводятся случаи, когда из муниципального транспорта выкидывают детей с едиными социальными проездными. Доходит до того, что дети из многодетных семей уже боятся показывать эти проездные, стесняются своего статуса. Об этом в письмах пишут их родители. Транспортники парируют – много поддельных проездных. А у детей они в таком состоянии, что невозможно отличить от настоящих.


    И разве никто из стариков не испытывал унижения в автобусе или в трамвае, показывая кондуктору единый проездной? Сама наблюдала такую картинку в муниципальном автобусе. На просьбу пенсионерки уступить ей место кондуктор при молчаливом одобрении других пассажиров отреагировала так:


    - Сидите, сидите, парни! Старуха пусть постоит. Она бесплатно едет, а вы платите, так что сидите.


    Это к слову о социальной справедливости. Ещё примеры привести? Думаю, достаточно. Вот теперь эта старушка возьмёт свою денежку и сядет в любой автобус, который ей по нраву. А муниципальный перевозчик пусть теперь подумает, чем привлечь пассажиров. И много они их привлекут с полуторачасовыми интервалами на маршрутах?


    С другой стороны, а почему муниципалитеты не занимаются проблемами общественного транспорта? Почему этим должно заниматься только краевое правительство! И если городским пенсионерам недостаточно трёхсотрублёвой краевой поддержки, пусть обращаются в городские администрации. Кто ж мешает?


    И сколько тех поездок надо пенсионерам?


    - Мы провели социальный опрос неработающих пенсионеров, - комментирует заместитель министра соцзащиты населения края, начальник управления социальной поддержки Светлана Петухова, - и выяснилось, что им нужно совершить в среднем 11 поездок месяц. На этом основании и сделаны расчёты. Ведь мы компенсируем по 605 рублей за проезд каждого пенсионера. Это не льготная категория граждан. И эту ношу краевое правительство на себя взвалило добровольно. Но 70 процентов от этих денег получают транспортники и только 30 – непосредственно пенсионеры. Реформа же предполагает отдать все деньги людям. Ведь транспортники постоянно судятся с правительством и требуют компенсировать им уже не по 605 рублей в месяц, а по 1700 – стоимость единого проездного. И ведь так будет до бесконечности.


    По данным Николая Цирюлика, ежегодно в Хабаровском крае количество пенсионеров увеличивается на восемь тысяч человек. Вышедшим на пенсию по старости, после 1 ноября пособие будут выплачивать только при условии признания их малоимущими.


    - На сегодняшний день в Хабаровском крае установлена новая величина прожиточного минимума. В среднем на душу населения она составляет 13 242 рубля в месяц. На эту цифру и будем ориентироваться, - продолжает министр. – Причём, эту адресную помощь плюсовать к ежемесячному доходу не будем. У нас есть такие механизмы. Так что пусть люди не волнуются, что таким образом они перейдут из категории малообеспеченных и лишатся господдержки.


    - Если говорить начистоту, - говорит Владимир Чаюк, - то решение о полном переходе от проездных на денежные выплаты было принято ещё три года назад. Но в 2013-м, во время наводнения, когда в Хабаровском крае пострадало 40 тысяч жителей, решено было отложить этот важный шаг до 2015 года. Тянули, сколько могли. Но, к сожалению, тянуть дальше некуда.


    - Тем более, что в адресной помощи у нас нуждаются не только пенсионеры, - подытоживает Николай Цирюлик. - Зарплата тех же социальных работников сегодня составляет 13-19 тысяч рублей. Так что надо думать не только о себе. В стране уже 36 регионов полностью перешли на адресную поддержку населения. Но добровольно помогают пенсионерам, не относящимся к льготным категориям, лишь в четырёх регионах страны – в Хабаровском крае, Владимирской, Мурманской областях и в Татарстане. И, заметьте, мы не отказываемся от денежной поддержки работающих пенсионеров, хотя такие разговоры тоже велись.


    Конечно, мы хорошо понимаем, что эта поддержка невелика. Однако по сравнению с тем, что мы имеем сейчас, она всё равно будет больше в три-четыре раза. И это хорошая прибавка к пенсии. Мы знаем, что для наших пенсионеров сегодня и десять рублей имеют решающее значение.


    - А если экономика того позволит, возможно, что и сумма выплат возрастёт в разы. Будем на это очень надеяться. Что касается поездок на дачи, то для дачников предусмотрен отдельный механизм компенсации расходов на проезд, который будет действовать с мая по октябрь. Владельцы приусадебных участков получат возможность вернуть полную стоимость десяти поездок в месяц.


    Кстати говоря, ведь от социальных льгот, которых только у инвалидов насчитывается не менее десяти, краевое правительство ни в коем случае отказываться не собирается. Стопроцентная компенсация междугородних автобусных поездок, бесплатные путёвки в санатории для неработающих малоимущих пенсионеров, 50-процентная компенсация малоимущим пенсионерам и ветеранам труда за ЖКУ и телефон, компенсации на лекарства и зубные протезы – это святое, - заключает Николай Цирюлик.


    - По большей части отменой единых социальных проездных недовольны инвалиды, федеральные льготники, - уточняет Владимир Чаюк. - Но для них уже предусмотрена ежемесячная денежная выплата за счёт федерального бюджета, в том числе и средства на проезд. Эта сумма насчитывает от 1793 до 4481 рубля в месяц в зависимости от льготной категории. А по закону одновременное получение нескольких ежемесячных денежных выплат льготниками не предусмотрено, кроме доноров. Так что будущая реформа призвана ещё и все виды социальной поддержки в крае привести в соответствие с законодательной базой РФ.


    Светлана Андреева

  • распечатать
  • отправить другу

Ещё по теме:

  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить
Чегдомын