USD 74.43 EUR 88.93

Архив номеров

16+

• Выжить в тайге

2015.01.150872Дикая, труднодоступная, нетронутая природа. Бурные горные реки. Высокие пики заснеженных гор.

Авантюра (часть первая)

Дикая, труднодоступная, нетронутая природа. Бурные горные реки. Высокие пики заснеженных гор. Все это Буреинский заповедник, его красоты манят, притягивают, как магнит. Заложенное в сознание человека любопытство, стремление к познанию всего нового, жажда приключений порой оборачиваются банальным поиском проблем и для многих заканчиваются плачевно. Начитавшись увлекательных книг о приключениях, увлеченный рассказами опытных путешественников и насмотревшись фильмов лежа на «диване», обитатель городских «джунглей» представляет тайгу идеальным безопасным миром, в котором все ясно, понятно и просто. Часто среди них, встречаются авантюристы, которые, не имея подготовки, идут на серьезные маршруты.

Сентябрь. Золотая пора. В заповеднике уже не так жарко, как летом, но еще не так холодно, как зимой. Вокруг - благодать. Обилие поспевших ягод, грибов, шишек. Выводки серых рябчиков, весело пересвистывающихся в чапыжнике. Гуляющая на тихой таёжной полянке медведица с подросшими медвежатами. В такое время в тайге можно встретить много туристов. Все тянутся к прекрасному, к гармонии с природой, приключениям, наслаждениям тишиной вдали от цивилизации. Вот и группа из Хабаровска не стала исключением. Поддавшись искушению побывать в неизведанных местах, посмотреть бурные водопады, горные озера, в начале сентября группа вышла на нигде не заявленный комбинированный пешеходно-горный маршрут. Все шло прекрасно. Нагруженные продуктами и снаряжением рюкзаки. Окружающая красота нетронутой природы. Попутная машина, подвезшая к началу самой интересной части маршрута. Наш герой - Антон Пинигин впервые попал в столь чудесный и замечательный мир. В детстве он часто ходил по лесу, когда – за ягодой, когда – за грибами, иногда с ночевкой выезжал на рыбалку. Но на серьезном многодневном маршруте был впервые. Нескончаемый подъем по реке Гремячий Лог, небольшой перевал и вот - жемчужина хребта Дусе-Алинь высокогорное озеро Медвежье, еще несколько живописных перевалов и…

Из рассказа Антона Пинигина: «Уже вечерело, мы спускались с перевала к истоку горной реки Водопадная. Погода начала портиться еще с утра. Небо затянуло «серой хмарью», начался слабый дождь. Евгений и Ксения остановились переодеться в дождевики. Я решил не задерживаться и спуститься с перевала. Тем более, идти оставалось не более пятисот метров. Сказав попутчикам, что я пошел вперед, начал спуск».

«Я уже почти спустился, прошел заросли стланика. Намочивший камни дождь, размокший на них лишайник, моя невнимательность или сочетание всех этих факторов сыграли со мной злую шутку. Поскользнувшись, я упал, сильно ударился спиной и потерял сознание. Сколько я был без чувств, не помню. Когда пришел в себя, уже стемнело. Сильно болела поясница, я с трудом встал. Первое, что пришло в голову, - забраться повыше на открытое место и попробовать привлечь внимание своих товарищей, которые, как я думал, давно меня ищут. С трудом прошел вверх по склону несколько сотен метров и стал громко кричать, стучать металлической миской о камни. Когда я понял, что никто меня не слышит, решил искать место для ночевки. Кое-как, помогая себе руками, я спустился со склона на небольшую поляну у подножия перевала. Сил поставить палатку не было. Раскатав и накрыв её тентом, я почти сразу уснул тревожным сном».

«Утром с горем пополам удалось подняться, немного походил, спина сильно болела, а ноги плохо работали. Похоже, травма была серьезной. Первое, что сделал, это нормально поставил палатку. После провел ревизию: у меня оказался почти весь продуктовый запас группы, палатка, спальник, нож, второй комплект одежды. Однако отсутствовали спички».

Одиночество (часть вторая)

«...У меня оказался почти весь продуктовый запас группы, а также палатка, спальник, нож, второй комплект одежды. Однако, отсутствовали спички. Это очень плохо…

Я не знал, сколько мне придется быть в одиночестве, так как перед маршрутом руководитель сказал, что уведомлять МЧС мы не будем, по какой причине я понял позже.

Отчаяние начало накатывать на меня. Отогнав страшные мысли, я понял, что надо что-то предпринимать, не умирать, же здесь! Надо как-то приходить в норму, расхаживаться и выходить к людям.

За день до того, как судьба развела меня с моими спутниками, я держал карту в руках, где видел несколько притоков реки Водопадной и примерно запомнил окружающий рельеф. Я знал, что после устья реки будет место, где мы ночевали в первую ночь маршрута…»

А в это время товарищи Антона все дальше и дальше удалялась от истоков реки Водопадная.

Спустившись с перевала на поляну и не увидев Антона, Евгений и Ксения решили, что он пошел дальше и продолжили намеченный ранее маршрут. Пройдя еще около двух часов вниз по реке, уже в темноте они поставили палатку, где сутки прождали товарища.

Не дождавшись Антона, они решили: нужно срочно сообщить о случившемся. До ближайшего поселка было 80 километров пути.

(Прим. автора. Это стало абсолютно неверным решением руководителя. По всем правилам необходимо было вернуться в место, где они виделись в последний раз).
    Антон в это время разминался, совершал небольшие вылазки, делал растяжки. Вокруг было обилие ягоды и стланиковых шишек. Еды было вдоволь. Продуктовый запас Антон экономил.

«В общей сложности, в одиночестве я провел почти семь суток.

Каждый день видел медведей. Сначала они проявляли ко мне интерес, но я старался шуметь, пел во весь голос, и они боялись ко мне приближаться.

Как-то на поляну вышла медведица с медвежатами. Заметив меня, она громким рыком обозначила свое присутствие, пока медвежата не ушли в сторону, и долго стояла, наблюдая за моими действиями.

А однажды, выйдя из палатки, увидел большого бурого медведя. Вскрикнув от неожиданности, я стал громко разговаривать. Медведь сначала не обращал на это никакого внимания, что-то копая и громко фыркая. После я стал петь, косолапый недоуменно на меня посмотрел и тихо удалился».

Два дня понадобилось Евгению и Ксении, чтобы выйти к людям. Горе - туристы шли без продуктов - они остались у Антона - и это вселяло надежду, что он еще жив.

Ребята сразу обратились в территориальный пункт полиции, оттуда их отправили в райцентр, который находился за 60 километров.

Шли четвертые сутки, как пропал Антон. Приехав в село имени Полины Осипенко, Евгений написал заявление о розыске Антона, подробно объяснив, как и где он пропал. На этом поисковые мероприятия так и закончились бы. Хотя, возможно, в течение десяти дней завели бы розыскное дело, разослали кучу запросов и стали ждать ответ, а может, через некоторое время стали искать.

Но тут в судьбу вмешался случай. Получилось так, что я заехал в отдел полиции, чтобы узнать, как продвигаются дела с регистрацией оружия, и тут мой знакомый дежурный Николай говорит: «Турист пропал, в горах Дуссе-Алиня. Ты же в Буреинском заповеднике работаешь? А у нас все сотрудники в рейдах. Заявители сейчас в гостинице, только что ушли, может, поможешь?»

Попросив Николая немедленно сообщить о случившемся в единую диспетчерскую службу Хабаровского края, я поехал беседовать с туристами. Согласно их данным Антон пропал у самой границы заповедника.

Через три часа была собрана первая поисковая группа, в которую вошли опытные туристы из разных клубов. На низком старте, по команде директора заповедника, уже находилась вторая поисковая группа егерей, они в случае чего должны были выдвинуться нам навстречу.

О пропаже человека сразу же сообщили в главное управление ДВРЦ МЧС России. Однако, в связи с небывалым паводком все сотрудники были задействованы в ЧС регионального масштаба. Прождав ответ до следующего дня и получив отказ, мы выдвинулись на поиски самостоятельно.

В решении транспортного вопроса помог друг Антона - Виктор.

«На третьи сутки я услышал шум самолета. Винтокрылая машина летела над скалами на относительно небольшой высоте. Я стал кричать и махать одеждой. В голове пронеслись мысли - меня ищут, надо привлечь внимание!

Но самолет пролетел. И снова вокруг только я и дикая нетронутая природа.

Спасение(часть третья)

«На седьмой день я понял, что могу идти. Собрав нехитрый скарб, двинулся вниз по течению реки Водопадной.

Поначалу идти было очень трудно: мешали непроходимые заросли стланика, несколько раз я переходил реку вброд. Спина все еще болела. Ближе к вечеру, форсировав устье реки Водопадной в месте впадения в Гремячий Лог, вышел на старую приисковую дорогу, которая находилась в нескольких десятках километров от заброшенного поселка Попутный. Смеркалось, но надо было идти. И тут я услышал шум двигателя машины.

- Какая машина!? Откуда!? Похоже, мне кажется...

Я пошел дальше. Шум двигателя исчез. Но потом снова появился. И так несколько раз.
    - Нет, однозначно, кажется. Кто за мной поедет?

Я отогнал от себя навязчивые мысли о скором спасении.

Не веря своему слуху, я просто шел. А звук становился все сильней и отчетливей. Вдруг из-за поворота, подминая под себя кусты ольхи, росшие посреди дороги, выехал грузовой автомобиль «Урал».

Я не поверил своим глазам. Из машины вышел парень в камуфляже с дробовиком наперевес.

- Тебя Антоном звать? – спросил он.

- Да.

- Мы за тобой приехали.

Что я в этот момент почувствовал?! Даже не знаю… Огромную усталость, накопившуюся за дни одиночества; радость, что передвигаться придется уже не на своих двоих; большое облегчение. И я, наконец-то, понял, что мои приключения закончились.

В село Бриакан прибыли поздно ночью. Меня сразу повезли отогреваться в баню.
    Рано утром мы были уже в райцентре».

От автора. Почему Антон выжил, оставшись наедине с природой? Наверное, потому что не запаниковал и трезво оценил сложившуюся ситуацию.

Каждый раз, видя медведей, он выбирал правильную линию поведения. А стоило ему побежать, показать им спину и тогда быть ему добычей «косолапого». И не нашла бы Антона поисковая группа…

Многие опытные таежники говорят, что осенью медведь сытый и если ему не показывать свой страх, не провоцировать, громко разговаривать, хозяин тайги обойдет тебя стороной.

Туристическая группа, в которую входил Антон, подготовилась к маршруту плохо, изначально допустив много ошибок. Отправляясь в многодневный маршрут надо знать, куда ты идешь, иметь подробную карту местности, досконально изучить её.

Было нарушено и самое главное правило - спички должны быть у всех туристов, неважно, куришь ты или нет.

Желательно еще и зажигалку взять, а будет газовая горелка, в любой дождь сможешь развести костер, следовательно, не замерзнешь, да еще и обезопасишь себя от диких зверей.
    Продукты надо распределять всегда равномерно среди всех участников маршрута.

Выяснилась и причина, по которой группа не сообщила в МЧС России о своем походе. Не желая тратить время на получение разрешения на посещение заповедника, руководитель решил идти без него, а в результате - это чуть не привело к трагедии. А получив соответствующее разрешение, туристы в обязательном порядке прошли бы инструктаж по технике безопасности, а возможно, группу сопровождали бы сотрудники заповедника.

Я поинтересовался у Антона: осталось ли у него желание ходить в походы и заниматься туризмом, но что он ответил: «Что не убивает нас, то делает сильнее. Конечно, осталось, но уже с учетом полученного опыта. В следующий раз, когда пойду на маршрут, буду более скрупулезно подходить к сборам. Возьму с собой спички, навигатор, карту. Да и штрафы больше не хочется платить».

Опыт, полученный таким образом, бесценен. Но всё же лучше учится на ошибках других людей.