USD 64.02 EUR 70.85

Архив номеров

16+

  • «Памятный куб» БАМа. Путь к возрождению

    2014.07.2401163«Памятный куб» навсегда вошел в историю строительства БАМа. Было сделано много любительских фотографий и фотодокументов этого памятника, установленного в честь строителей Восточного участка БАМа.

    «Памятный куб» навсегда вошел в историю строительства БАМа. Было сделано много любительских фотографий и фотодокументов этого памятника, установленного в честь строителей Восточного участка БАМа. Но мало кто знает, что в 1994 году он просто перестал существовать и возродился вновь, благодаря инициативе ветеранов Восточного участка БАМа, активным, неравнодушным людям для которых БАМ- это не просто слова, это память о тех героических годах, память об их молодости.

     

    «Памятный куб» воинам Железнодорожных Войск был поставлен в феврале 1975 года, в честь первого серебряного костыля, забитого в будущую бамовскую магистраль. Состоялось это значимое событие 5 февраля 1975 года на 2712 км от Усть-Кута и на 7696 км от ст. Москвы. В тот же день взвод под командованием старшего лейтенанта Валерия Соболева уложил первые метры железнодорожного пути в сторону Комсомольска - на -Амуре. Первые метры будущих километров Восточного участка БАМ.


    Так как железнодорожные войска прибыли на БАМ в сентябре 1974 года и местности никто не знал, под Куб выбрали ровную площадку для хорошего обзора с проходящей железнодорожной магистрали.


    Его авторы- курсанты - студенты Московской художественной академии им. Грекова. На наши запросы узнать их фамилии, ответ не был получен. Думаем, что это была коллективная идея.


    К большому сожалению, место установки первого памятного Куба было выбрано неудачно: ровная площадка оказалась карстовой линзой небольшого болотца. Хотя была проведена подсыпка и установлен массивный монолитный фундамент, в летний период оказалось, что это не надежно: фундамент начал неравномерно оседать.


    Следует сказать, что первый Памятный куб был сделан из оргалита и через три года был переделан. Его сделали из кровельного металла и перенесли на противоположную сторону бамовской ветки, на сухую площадку, которая находилась в 49 м от прежнего места.


    Но время и климат сделали свою работу и через пять лет пришлось создать еще одну его копию (с первоначального образца). Ее сварили из трехмиллиметрового металла в трех трансформациях и установили на новой площадке, так как на прежнем месте установили опору линии электропередач. Куб стоял рядом с корпусной базой - войсковой частью 15743 и содержался силами этой части. Простоял он до 1994 года. А произошло вот что.


    В связи с передислокацией бамовских воинских частей в 1994 году к другим местам службы, командир корпусной базы МТС войсковой части подполковник А.Г. Заволоко проводил последнее совещание и один прапорщик задал ему вопрос : « А что делать с «Памятным кубом»? Он стоит на закрытом переезде, который, как и автодорога, будут ликвидированы».
    На что получил команду: «Памятник снять краном с фундамента, загрузить в грузовой вагон из состава воинского эшелона и увезти с собой в г. Хабаровск».


    Прапорщик взял кран, трал и поехал выполнять команду. Но так как он не знал, что Куб прикреплен к фундаменту анкерными болтами, он не раскрутил их и рванул его краном за проушины. Мощный кран фирмы «КАТО», грузоподъемностью 50 тонн, просто разорвал памятный знак и покорежил его.


    Доложив ситуацию А.Г. Заволоко, он получил команду: «Раздавить его бульдозером и спрятать с глаз подальше». Что и было с точностью выполнено.


    Вот так был «демонтирован» памятник, вошедший в историю БАМа. Но, что было, то было. . .


    Он так бы и канул в Лету, как многие памятники, разрушенные людьми по своему непониманию истории или просто по политическому решению чиновников от руководства, если бы на общем собрании ветеранов Восточного участка БАМа не было принято решение - восстановить памятник истории строительства БАМа и установить его в центре поселка Новый Ургал.


    Сразу возникли вопросы - где и как его изготовить, где взять размеры, так как его уже не существует, а на фотографиях трёх разных памятников все параметры разные.


    В целях досконального изучения фундамента «Памятного куба», на старое место поехал член нашего Совета ветеранов - первый заместитель председателя В.А. Цоток. В результате этой работы он нашел и сам Куб в «демонтированном» состоянии, который валялся на территории жилого городка бывшей воинской части батальона связи.


    С сентября 1999 года началась наша переписка с вышестоящими организациями ЖДВ о решении восстановления этого памятника, и установки его на историческом месте.


    Первоначально мы планировали сделать это на месте разобранного вокзала ст. Ургал - 1, где по всем историческим параметрам он и должен быть установлен. Но так как поселок и сама станция Ургал-I, потерял свое первоначальное значение и превратился в обыкновенный разъезд, где людей бывает очень мало, мы решили, что памятник должен стоять в центре поселке Новый Ургал на самом почетном месте.


    Этот вопрос мы согласовали с бывшим главой Новоургальской администрации - В.В. Перекопай и с экс- представителем Руководства Комсомольского отделения дороги в пос. Новый Ургал – А.Е. Пановым, которые поддержали нашу инициативу.


    После двухлетней переписки с руководством ЖДВ, наконец решился финансовый вопрос: в январе 2002 года нам сообщили, что на изготовление памятника выделено 70 000 рублей.
    Через командира 7–й Железнодорожной Бригады, дислоцированной в городе Комсомольске, полковника И. Н. Кондуба планировалось изготовить памятник на заводе кораблестроения. Его должны были сделать из блочных фрагментов и доставить по железной дороге на ст. Новый Ургал до 1 июля 2002 года. Это было необходимо для того, чтобы мы смогли собрать его на месте, художественно оформить, а также изготовить фундамент и собрать в единое целое. Работы планировали завершить к 1 августу на день Железнодорожных Войск, а во второе воскресенье августа - торжественно его открыть.


    Наши мечты были выполнимы. Но когда началась реальная работа, к большому сожалению вышло так, что все кто поддержал мою инициативу и бил себя в грудь, что все силы приложит в решение этого дела, самоустранились и перестали не то что помогать, они перестали появляться на глаза.


    Получилось, как всегда - инициатива наказуема. Горько, обидно, но факт.


    В составе коллектива Совета ветеранов ЖДВ состояло 249 человек. Из них половина ветеранов живет в пос. Чегдомын и 25 - в поселке ЦЭС. Некоторые переехали в другие регионы страны и нас о своем отъезде не предупредили, поэтому количественный состав колебался в пределах 5-6 человек убывших, но числящихся в списочном составе Совета. Для работ эти ветераны не были привлечены из-за большой удаленности, а из местных ветеранов со мной остались - Цоток Валерий Анатольевич, Шумов Леонид Николаевич и Дьяков Николай Николаевич. По текущим вопросам помогали Дьякова Тамара, Иванова Валентина, Журба Татьяна, Каибова Лидия и Павленко Вера. Они занимались сбором информации, принимали телефонные сообщения, а также вели текущее делопроизводство.


    Все должно было идти по срокам, которые мы определили. Но жизнь вносит свои коррективы, и сроки начали срываться. Первого июня памятник не был готов из-за многих объективных и необъективных причин.


    Все -таки вопрос изготовления памятника для действующих частей- это дополнительная, так сказать по- русски, головная боль, которую надо делать, не отходя от решения своих основных задач, а лето - это период решения своих целенаправленных задач.


    Для нас настал период тяжелейших испытаний. Необходимо было решить массу вопросов, которые начинались со слова «где» - где достать цемент, песок, гравий, металл для опалубки и на чем все это перевезти; где взять электроды и сварщика для сварных работ; где достать гильзы под капсулу для укладки ее в фундамент памятника и найти умелого токаря, чтобы сделать из гильз пенал-капсулу; где найти солдатскую форму - времен строительства БАМа; значки солдатской доблести и всю атрибутику того периода - когда изменена вся настоящая форма.


    Кроме этого, требовалось решить вопрос с военкомом о выделении десяти воинов из ЦЭС-овского гарнизона, для участия в церемонии открытия памятника. В общем, работы было выше головы, а времени в сутках всего 24 часа.

     

    И это с учетом того, что трое из нашей четверки работают на государственных предприятиях - с 8.00 до 18.00. Спасибо нашим руководителям, которые вошли в положение и помогали советом и делом - это Орехов О.В., Панин В. А., Чудновский A.M., Мостовой А.Н. и Беленко С.А.


    Среди прочих проблем - отсутствие в Новом Ургале организации, которая могла бы нам помочь в вопросах стройматериалов, техники и механизации - по нашим подсчетам площадь фундамента памятника должна быть 100 м2, заливка бетона - 10 м3.


    Руководство I ЖДК пообещали сделать памятник и выделить воинов для оказания помощи в строительстве фундамента, остальные вопросы мы должны были решить самостоятельно.


    Мы – это наша ветеранская четверка, которой пришлось что- то у кого- то просить, согласовывать и опять просить.


    С просьбой о выделении средств на закупку стройматериалов я обратился к бывшему главе администрации района Горнбахеру Геннадию Генриховичу, а у местных коммерсантов попросил спонсорскую помощь. Как говорится, с миру по нитке - голому рубашка.


    От районной власти денег не получили, а предприниматели помощь оказали - это Иван Николаевич Сажко, Светлана Николаевна Кибичева и Юрий Николаевич Бойко. Кроме них помогли деньгами представители Дальневосточного железнодорожного РАЙПРОФСОЖА - Татьяна Николаевна Павленко и Борис Вениаминович Харитонов. Большое всем спасибо!


    Неоценимую помощь в приобретении стройматериалов, их доставки оказал наш ветеран Григорий Ервандович Бабаян, занимающийся на пенсии коммерцией. Он обеспечил нас цементом, инертными, швеллером, электродами, кислородом и доставил на своих автомашинах груз.


    Чтобы узнать причину срыва сроков изготовления Памятного куба, в Комсомольск поехал В.А. Цоток.


    Выяснилось, что командир 7 ЖДБР договорился с дирекцией завода об изготовлении памятника и его начали делать, а сам он уехал в отпуск, перепоручив контроль своему заму. Заместитель, в свою очередь, срочно уехал в служебную командировку, при этом, забыв поручить этот вопрос ещё кому-либо. На заводе получили срочный заказ, и не законченные работы повисли в воздухе.


    Была середина июля, до сдачи памятника оставалось две недели, а он еще не был изготовлен, кроме этого, его предстояло перевезти по железной дороге, собрать на месте и оформить.


    Дело сдвинулось с места после подключения к этому вопросу командира 1 ЖДК генерал-майора Юрия Леонидовича Котлова.


    Двадцатого июля ответственный офицер 7 ЖДБР обратился в отдел грузовых перевозок Комсомольского Отделения Дороги с просьбой выделить ему платформу для транспортировки памятника. Кроме этого, офицеру дали команду срочно решить вопрос окончания сварки четырех блоков- фрагментов памятника. Их должны были по отдельности загрузить в полувагон на боковую сторону, для того чтобы соблюсти поездные габариты.


    Чтобы выполнить указания вышестоящего руководства и даже перевыполнить, офицер дает команду рабочим завода на полную сборку памятника. Параметры сваренного и собранного памятника оказались внушительными - высота -5 метров, ширина - 2 метра! Естественно, железнодорожные габариты оказались нарушенными.


    Он звонит мне – мол, не дают вагон для перевозки, я звоню в Комсомольское отделение дороги НОДу А.С.Гиже и прошу о помощи. Через несколько минут он перезванивает и сообщает, что такой не габаритный груз перевозить нельзя, к тому же, этот груз не пройдет через Дуссе-Алиньский тоннель. Как быть? Посоветовал обратиться в округ и попросить вертолет: там габариты не имеют значения.


    Я живу на БАМе с первых дней начала строительства и знаю, да и сам видел, как вертолетами перевозили вагончики и разные грузы, и сколько таких грузов и вагончиков покоится на сопках БАМа. Когда вертушка начинает набирать высоту над хребтами, поднимаются сильные восходящие воздушные потоки и порывы ветра, груз начинает раскачиваться, возникает угроза полету. Его сразу сбрасывают. Грузы потом даже не собирали, так как восстановлению это не подлежало. Конечно, много грузов вертолетами доставляли к месту, но случаи сброса имели место.


    Благодаря командиру корпуса генерал-майору Ю.Л. Котлову и его заместителю полковнику Ю.П. Бударину к 25 июля Куб в отдельных фрагментах был изготовлен.


    Большое спасибо за помощь бывшему зам. начальника дороги в Новом Ургале А.Е. Панову и начальнику Комсомольского отделения дороги, ургальцу и бамовцу – А.С. Гиже, оперативно решивших вопрос перевозки памятника в Новый Ургал, и размещении его на территории восстановительного поезда №415, с целью его грунтовки, раскраски и подготовки к окончательной сборке.


    Пока решался вопрос с изготовлением, транспортировкой, в пос. Новый Ургал шесть командированных воинов из 7 ЖДБР г. Комсомольска проделали большую работу по подготовке фундамента. На месте, утвержденном главным архитектором района – Ю.Н. Барашковым была снята тротуарная плитка, разобрана и изменена форма клумбы, изготовлен швеллерный фундамент - опалубка и залит бетон с укладкой сетки рабицы в основании. Для изготовления бетона задействовали 18 военнослужащих этой же части, в течение суток они выполнили все работы.


    Художник Максим Владимирович Губенко завершил художественное оформление памятника.


    Девятого августа 2002 года с 10 часов утра Куб начали перевозить на место установки, где ветеран Геннадий Чишков собрал его и произвел высококачественную сварку.


    К вечеру этого же дня из пгт Чегдомын привезли мемориальную доску, а из локомотивного депо - гильзы капсулы, для закладки в фундамент послания потомкам на 2024 год, в честь будущего 50-летия БАМа.


    В конце послания мы поставили четыре подписи. Подписи тех, кто возродил этот памятник из небытия. Чтобы он напоминал людям о героизме молодых комсомольцев, которые в труднейших климатических условиях совершили трудовой подвиг - построили БАМ.


    Десятого августа 2002 года в 14.00 местного времени состоялось торжественное открытие Памятного куба.


    В основание фундамента поместили сейф-шкатулку, куда уложили форму солдата воина ЖДВ периода строительства БАМа и капсулу с посланием. Все это было закрыто мемориальной доской, на которой были начерчены слова: Всем воинам железнодорожных войск - Россия помнит ваш подвиг и гордится вами 1974 - 1994.


    В.Г. ТИТАРЕНКО, председатель Совета ветеранов ЖДВ Восточного участка БАМ, майор запаса,
    15 августа 2002 г.

     

     

     

  • распечатать
  • отправить другу

Ещё по теме:

  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить
Чегдомын