USD 64.21 EUR 70.68

Архив номеров

16+

• В экспедицию случайных ребят не берут

2014.07.170754В МБОУ «Многопрофильный лицей» уже много лет работает летний профильный лагерь – экспедиция «Бурея». Случайных ребят здесь нет. Все они прошли проверку на выносливость в многодневных пеших походах.

По сложившейся традиции, сначала мы совершаем экскурсию в Государственный природный заповедник «Буреинский», где А.В. Рязанова, начальник эколого-просветительского отдела, проводит заочную видео-экскурсию по заповедной территории, а уже потом собираем рюкзаки, заполняем «вахтовку» ящиками с едой и отправляемся на неделю в поход в заповедник, точнее, к ее западной части.

По дороге на с. Шахтинск и Умальта участники экспедиции впервые увидели паромную переправу через р. Бурея, драгу, добывающую золото в п. Ерик и отроги хребта Эзоп- естественную географическую границу между Верхнебуреинским районом и Амурской областью. Зрелище изумительное! Одним словом, многое для участников лагеря-экспедиции «Бурея» было впервые!

Первый 12-ти километровый пеший маршрут был по знаменитой «Царской дороге». Наша цель - дойти от кордона Ниман до кордона заповедника «Новая Медвежка», который стоит на р. Правая Бурея. По ходу следования юные туристы знакомились с растениями охраняемой территории, особенностями реки, определяли экологическое состояние воздуха по лишайникам и хвое голосемянных растений - индикаторам окружающей среды.

На другой день мы вновь отправились в путь на 2 км на кордон «Старая Медвежка», где нас встретил ученый орахнолог Л.А. Триликаускас и рассказал много интересного из мира пауков.

Здесь же ребята оценили состояние воды в реке Правая Бурея - измерили глубину, определили скорость течения реки, температуру, прозрачность, цветность и запах воды. Работу выполняли с большим интересом и удовольствием!

Перед тем, как подняться на гольцы, на высоту 2 тыс. м, мы организовали  для юных туристов-экологов ознакомительный пеший поход в окрестностях кордона «Новая Медвежка», где они отрабатывали навыки ориентирования, работали с картой и компасом, знакомились с условными знаками и учились составлять план местности.

Погода стояла прекрасная, поэтому на следующий день мы совершили восхождение на гольцы. Время в пути-9 часов (туда и обратно). Длина маршрута- 7 км.

Вышли из лагеря в 12.00. Еду с собой не брали, была только вода. Восхождение было тяжелым, шли под палящим солнцем. А когда добрались до вершины, пошел сильный град и юные туристы воочию увидели, как в природе происходит образование облаков.

Вернулись на кордон ближе к вечеру – часам к девяти, очень уставшие и голодные. Здесь нас ждал вкусный ужин - отменный лесной плов, который приготовил А.Н. Подолякин, инспектор заповедника.

А еще Александр Николаевич организовал для нас "мастерскую Самоделкина" – показал плетение из лозы. Это прикладное искусство так увлекло всех ребят, что они выразили желание сделать подарки из лозы для своих близких.

В течение семи дней, которые мы провели на Н. Медвежке, участники экспедиции собирали фотогербарный материал, проводили спортивные экологические соревнования, конкурсы экологического рисунка и плаката, дискутировали на темы: " "Нужны ли заповедники?".  "Есть ли в природе вредные животные?" Все это делали для того, чтобы подростки поняли, какой хрупкий и беззащитный наш мир.

На память о лагере каждый участник получил Сертификат, подтверждающий, что он приобрёл эколого-туристические навыки и сдал норматив 1-й категории сложности (пеший маршрут в сумме набранных 40 км), а также  диск с 800 фотографиями и видеосюжетами в подарок.

Мы благодарны за помощь в организации обучающих и интересных экспедиций на территории заповедника В.В. Турченко, директору ООПТ «Буреинский»; В.Е. Кочеву, генеральному директору артели старателей «Ниман»; С.П. Шуранову, водителю вахтовки артели; начальнику отдела экопросвещения А.В. Рязановой; научному сотруднику Л.А. Триликаускас; инспекторам заповедника: А.Н. Подолякину, Г.И. Тараник, П.В. Лисиин.

Виктория Морозова, учитель биологии,

руководитель летнего профильного лагеря – экспедиции «Бурея»

Впечатлениями делятся ребята

Даниил  Луценко: «Мне  понравилось ходить в походы на ровной поверхности. А вот в горы подниматься было трудно…».

Диана  Мухарева: « Когда  пришли на Старую Медвежку, нас встретил настоящий ученый – Лаймонас Альбертович. Он  увлекательно рассказывал и показывал, как ставить ловушки на пауков…».

Кирилл  Кулыба: «Мне  запомнился  мой день рождения. Рано утром ребята вывесили слова поздравлений и вручили  большое  ожерелье  из раскрашенных макарон.  Все меня  поздравляли, дарили подарки. Такой день рождения был у меня впервые!»

Назар  Фоменко: «Больше всего запомнилось  восхождение на гольцы. Было трудно. Нам встречались  огромные валуны, некоторые были  с наш рост…»

Иван  Буйный: «С сопровождающими   инспекторами  было спокойно идти по тайге. На привалах они рассказывали много интересных историй о животных тайги …».

Алексей Макаров: «Я уже третий раз в  лагере, многому научился: наблюдать за насекомыми, определять скорость реки, плести  из лозы…».

Наташа  Пашкова: «Больше  всего запомнила восхождение на гольцы. Приходилось проходить через большие  открытые участки среди елей, кедрового стланника, лиственницы, ольхи. Часто шли по лишайникам, карликовым березам и  огромным валунам! Было  очень трудно,  но все - таки мы поднялись!»

Евгений  Воскобойник: «На гольцах  потрясающая природа! В следующем году   ради этой красоты снова  пойду…!»

Валерия Гордеева: «Мы фотографировали пейзажи  неповторимой  тайги. Нам как-то  позировал рябчик. Я его увидела первый раз  в жизни. Было   интересно  рассматривать под микроскопом лепестки цветов и их пыльцу».

Сергей  Скрынников: « Когда   ужасно усталые  мы вернулись  с гольцов после 9 часов пути, нас накормил  вкусным лесным пловом дядя  Саша (А.Н. Подолякин - инспектор). Потом мы   натаскали воды с ручья и  затопили баню».

Павел Донцов: «Я узнал названия многих растений, которых не встретишь в окрестностях Чегдомына. Нам повезло проехать на вездеходе. А какие вкусные нам готовил оладушки дядя Саша! Он еще показал   как плести  из лозы и обрабатывать  корни. А П.В. Лисиин - инспектор, научил нас делать свистульки. Руководители лагеря и инспектора открыли для нас интересный мир природы!»