USD 66.75 EUR 75.78

Архив номеров

16+

  • Среди всех ценностей природе принадлежит одно из первых мест

    2018.10.040957В редакцию поступил звонок от ветерана труда, отличника народного просвещения Тамары Владимировны Фаниной.

    В редакцию поступил звонок от ветерана труда, отличника народного просвещения Тамары Владимировны Фаниной. Она с любовью вспоминает уникальный дендрарий, школьный фруктовый сад и теплицу, живой уголок, питомцами которого были птички, ежики, изюбренок и даже раненый орлан-белохвост. На пришкольном участке выращивались овощи, плодовые и ягодные культуры. Все лето школьники разных классов проходили практику, получая навыки по уходу за растениями.


    К сожалению, и пришкольный участок, и дендрарий, и фруктовый сад остались в прошлом. Сейчас на их месте построены водоочистные сооружения. Нет давно и теплицы. С обидой и горечью рассказывала об этом Тамара Владимировна и задала вопрос: «2017 год объявлен Годом экологии, а какое внимание этому вопросу уделяют в районе, в частности, проводится ли работа по экологическому воспитанию подрастающего поколения?».


    Начало экологической культуры закладывается, конечно же, в семье. Последующее эко-воспитание должно осуществляться обществом. Чтобы осветить эту сторону вопроса, мы отправились в Буреинский заповедник, ведь где, как не здесь, уделяют особое внимание экологии?


    В нашем заповеднике этими вопросами занимается отдел экологического просвещения и туризма, возглавляет его Ольга Кулыба.


    «Наш отдел ежегодно проводит различные акции, конкурсы, фотовыставки, направленные на формирование экологической культуры населения. Преимущественно уклон делается на детей, - рассказывает Ольга Сергеевна. – Свои мероприятия мы приурочиваем к экологическим праздникам, таким как: Международный день птиц, Всемирный день земли, Марш парков, Общероссийские дни защиты от экологической опасности и многие другие.


    Конечно же, и взрослые не остаются без внимания. В этом году успешно стартовала фотовыставка заповедников юга Дальнего Востока, посвященная особо охраняемым природным территориям. Она была представлена на площадках администрации района, РДК, краеведческого музея.


    Совместно с редакцией газеты «Рабочее слово» проведен районный фотоконкурс «Краски Верхнебуреинской земли».


    В марте стартовал заповедный марафон здоровья для любителей скандинавской ходьбы.


    К Всемирному дню охраны окружающей среды совместно с РДК проведена акция «Зеленая лента», а летом - акция «Аллея выпускников»: 11-классники школы №6 высаживали саженцы сосны вдоль стадиона «Шахтер».


    Активную пропаганду идей охраны природы среди местного населения специалисты заповедника начали с момента его основания. Регулярно проводятся акции с участием школьников по озеленению поселка и уборке мусора в местах отдыха. Чтобы привлечь внимание населения к экологическим проблемам, в праздник «Марш парков» устраиваются шествия и массовые мероприятия. Для детей проводятся увлекательные конкурсы и викторины.


    Каждый год мы совместно с ЦРТДиЮ проводим акцию «Помогите птицам». Дети не только узнают много интересного о жизни пернатых, но и учатся оказывать им помощь в зимний период – изготавливают кормушки и подкармливают птиц.


    С целью улучшения эколого-просветительской деятельности, Буреинский заповедник предлагает следующие экскурсионные маршруты: «Вертолетная экскурсия», «Сплав по Правой Бурее», «Затерянный мир Дуссе-Алиня», «Царская дорога».


    Также совместно с педагогами ЦРТДиЮ проводится смена эколого-биологического лагеря «Кедровка», в рамках которого осуществляется выезд на территорию заповедника. Ребята знакомятся с флорой и фауной заповедной территории, приобретают навыки проведения научных исследований, совершают поход по историческому маршруту «Царская дорога».


    В заповеднике функционирует музей природы – визит-центр, где проводятся экскурсии, демонстрируются фильмы, презентации.


    Нашими сотрудниками совместно с научным отделом создана база методических разработок (лекций, электронных презентаций, викторин, конкурсов), которая используется в экопросветительских целях в музее заповедника, а также при проведении экологических мероприятий в школьных и дошкольных учреждениях».


    В завершении диалога с Ольгой Сергеевной мы узнали, что работа по экологическому воспитанию и просвещению населения высоко оценивается правительством Хабаровского края: заповеднику многократно присуждалось звание «ЭкоЛидер».


    * * *


    Наш следующий собеседник - Елена Андросюк, заместитель директора ЦРТДиЮ по научно-методической работе.


    «Экологическая деятельность в нашем Центре осуществляется в нескольких направлениях, - рассказывает Елена Владимировна. – Во-первых, мы обучаем детей. В учреждении функционируют пять объединений естественнонаучной и три объединения туристско-краеведческой направленности, в которых занимаются около 400 детей и подростков.


    Более 10 лет для ребят младшего школьного возраста существует объединение «Почемучка», в котором обучение ведется по дополнительной общеобразовательной программе «Мой родной край». На занятиях школьники получают представления об особенностях природных ландшафтов, растениях и животных, особо охраняемых природных территориях Верхнебуреинского района и Хабаровского края, представителях Красной книги.


    Ребята учатся понимать взаимосвязь жизни человеческого общества и жизни природы, принимают участие в экологических праздниках, акциях, походах, экскурсиях.


    На занятиях объединения «Фитодизайн» мальчики и девочки 8-11 лет постигают азы выращивания цветочно-декоративных растений и ухода за ними. Дети получают представление о многообразии и значении комнатных и декоративных цветов, приобретают практические умения и навыки по их пересадке, способам размножения и защиты от вредителей.
    К концу обучения ребята самостоятельно ухаживают за комнатными цветами, работают со справочной литературой, выращивают рассаду цветочных культур открытого грунта (прим. автора - Елена Владимировна является руководителем данных объединений).


    В 2015 году начали работу объединения «Экодом» и «Живая планета». Во время обучения младшие школьники получают представления об основных экологических понятиях, у детей формируются практические навыки по уходу за собой и жилым помещением, ответственное отношение к здоровью, природе, жизни.


    Постичь основы экологических знаний через практическую деятельность дошкольники могут и в объединении «Занимательная экология» (руководитель Е.В. Машаракина).


    С 2010 года в Центре работает объединение эколого-краеведческой направленности «Искатель», руководитель В. М. Лозовик. Ребята в возрасте 10-17 лет знакомятся с историей родного поселка и Хабаровского края. Руководителем создан музей, экспозиции которого пополняются материалом, собираемым детьми в ходе различных экспедиций и экскурсий.


    Обучающиеся уже несколько лет ведут мониторинг экологического состояния реки Чегдомын, проводят экологические акции, участвуют в краеведческих конкурсах и конференциях.


    Воспитанники объединений «Юный краевед» (рук. С.С. Патрина) и туристического клуба «Янкан» (рук. А.В. Ковальчук, А.В. Маршанин) на практических занятиях и в походах отрабатывают правила поведения на природе.


    С 2016 года на базе ЦРТДиЮ организована муниципальная очно-заочная эколого-биологическая школа с целью обеспечения научно-методического сопровождения учащихся, ведущих учебно-исследовательскую и проектную деятельность в области экологии и биологии.


    Во-вторых, организуем и проводим экологические мероприятия со школьниками совместно с Государственным природным заповедником «Буреинский».


    Уже много лет подряд в Центре проходят праздники, посвященные Международному дню птиц и Дню Земли, на которых выступают ученые заповедника. В ходе подготовки организуются тематические экскурсии в музей природы заповедника.


    Благодаря сотрудничеству с заповедником организована проектная и исследовательская деятельность с детьми.


    Ежегодно среди обучающихся объединений эколого-биологической и туристко-краеведческой направленности проводятся конкурсы наблюдений за птицами в зимний период.


    В 2014-2015 годах под руководством орнитологов заповедника Марата Бисерова и Елены Медведевой проводилась исследовательская работа по изучению заселения животными парка скворечников, изготовленных детьми.


    Результаты этой работы были представлены на конференциях научных обществ учащихся Центра и Верхнебуреинского района, а также на краевой конференции «Шаг в будущее».


    Еще одно направление экологической деятельности в учреждении – организация летней занятости учащихся. На базе Центра в летнее время, вот уже 7 лет функционирует эколого-биологический лагерь «Кедровка», где ребята получают экологические знания и умения в непосредственном общении с природой.


    Школьники знакомятся с древесными и травянистыми растениями парка, собирают и изготавливают гербарии.


    Например, участники профильной смены, проходившей в июне этого года, вспомнили основные типы современных антропогенных воздействий на природу, провели оценку экологического состояния городского парка, совместно с ребятами из экологического лагеря «Бурея» (Многопрофильный лицей) изучили муравейники и познакомились с аппаратным методом определения состояния атмосферы.


    Ежегодно для участников лагеря организуется экспедиция. В 2011 году она проходила в окрестностях памятника природы местного значения «Уникальный природный ландшафт».


    В 2012, 2013 и 2016 годах дети побывали на территории заповедника «Буреинский», где погрузились в мир нетронутой природы, познакомились с интересным историческим объектом «Царская дорога», проводили учет численности птиц, сбор и коллекционирование биологических материалов.


    Летом 2017 года на базе учреждения действовал «Экологический отряд» (рук. С.А. Андрюшина) и трудовое формирование «Ромашка» (рук. В.В. Свинакова). Участники этих объединений очищали береговую линию реки Чегдомын от бытовых отходов, выступали в составе агитбригады на экологической игре «Зеленая планета», озеленяли и благоустраивали территорию ЦРТДиЮ».


    * * *


    Для экологического просвещения школьников Многопрофильного лицея на базе учреждения создан профильный лагерь-экспедиция «Бурея». Появился он в совместной работе учителей биологии Виктории Морозовой и географии Лилии Кудрицкой.


    «Задача общеобразовательной школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа процессов, происходящих в природе и осознанию значимости своей практической помощи природе, - рассказывает Виктория Николаевна. - Исследование водных и наземных объектов позволяет наиболее полно решать эти задачи: объекты доступны для изучения и пробуждают интерес к экологическим проблемам.


    В нашей школе я работаю с 1983 года, и могу с уверенностью сказать, что все это время мы с ребятами занимаемся экологией.


    Сначала был создан клуб «Экотур», его участники увлекались экологическим туризмом. Ходили по окрестностям поселка: смотрели на природные объекты, изучали, вели дневники наблюдений, ведь экология – это изучение взаимоотношений организмов.


    С точки зрения ученых-экологов, ежегодно исчезает один вид организмов из природы. Но никто не говорит о том, что с точки зрения эволюции появляются все новые и новые организмы. Потому как вид исчезает тогда, когда на него влияют изменения окружающей среды, от этих же изменений появляются новые виды организмов.


    Моя коллега, Л.В. Кудрицкая, учитель географии, сплавлялась по рекам в окрестностях Чегдомына, изучала с детьми природу.


    Когда начался запуск Бурейской ГЭС (п. Чекунда), она с ребятами несколько раз в год выезжала на место затопления и проводила изучение влияния ГЭС на экологические параметры. Дети создали видеофильмы об изменении природы и выступали со своими наблюдениями. А это уже исследовательская экологическая работа.


    Многие считают, что экология – это наука об охране природы, но охрана окружающей среды - составная её часть.


    Семь лет совместно с Лилией Владимировной на базе школы мы ведем профильный лагерь «Бурея». Стали изучать реки, слагающие берег горные породы.


    Мы прошли и проехали с детьми поселки БАМа: Алонка, Этыркэн, совершаем пешие походы на реки Чегдомын, Ургал, Бурея.


    На месте изучаем и определяем видовое разнообразие растений и животных. С точки зрения географии наблюдаем за скоростью движения реки, строим запруды, чтобы понять принцип работы ГЭС; собираем минералы, а в школе проводим камеральную обработку собранного материала (анализ).


    Участникам лагеря – школьникам 5-8, 10 классов, нравятся поездки в заповедник. Начальник артели Е.В. Кочев бесплатно предоставляет транспорт, мы благополучно добираемся в п. Софийск. В артели обедаем, отдыхаем, и следующая точка нашего маршрута – заповедник: там нас встречают инспектора - люди, хорошо знающие заповедную территорию, и поэтому прекрасные проводники. Мы получаем путевку, в которой прописаны правила поведения в заповедной зоне.


    С научным интересом исследуем лес, изучаем различные формы растущих лишайников, которые являются биоиндикаторами на чистоту воздуха.


    Походы вызывают у детей яркие эмоции: например, ребята видят на земле следы животных, а инспекторы разъясняют, чьи они: медведица прошла со своими пестунами – двухгодовалыми медвежатами, питался волк оленем или сидели в засаде рябчики...


    Хочу отметить, что дети - участники походов, на уроках географии и биологии выделяются среди сверстников, они имеют больше практического опыта, выступают с проектами и участвуют в экологических олимпиадах.


    Также мы определяем чистоту воздуха, применяя различные методики исследований. Одна - по асимметрии листьев березы. Если по отношению к центральной жилке листа стороны листовой пластинки симметричны - атмосфера чистая. А если на территории проходит много машин, то, помимо поднявшейся пыли, которую собирает лист, дерево может впитывать в себя тяжелые металлы и генетически изменяться. Соответственно, лист у березы станет ассиметричен.


    Мы с детьми проверяли состояние воздуха возле нашей школы близ дороги по улице Центральная. Асимметрии очень много. Кажется, все просто, однако, чтобы уверенно дать ответ, исследуются листья с десятков деревьев.


    Кроме того, мы использовали методику определения чистоты воздуха по изменению окраски края хвоинок сосны: если край желтеет, оксид серы уже в атмосфере.


    С исследованиями чистоты воздуха мы участвовали в конкурсе, объявленном СУЭК. Работа заняла 1 место. В качестве приза нам вручили путевку на озеро Байкал.


    Теперь мы получили задание в продолжение к нашей работе – исследуем снег и загрязнение атмосферы в зимнее время.


    Вместе с детьми проводим экологическую пропаганду среди учеников и взрослого населения, защищаем экологические проекты (один из них в 2013 году по нашему Парку занял 1 место), создаем видеоролики образовательного направления».


    * * *


    Можно много и долго говорить о взаимоотношениях человека и природы, но главное заключается в том, что природа – наше прошлое, настоящее и будущее. Покорив природу, мы нарушили ее гармонию, разорвали звено, связывающее нас не только с другими людьми, но и с собственным внутренним миром. Если исчезнет гармония в природе, исчезнет и гармония в мире людей.


    У нас еще есть возможность сохранить себя, сохранить человечество, если мы прислушаемся к голосу разума и начнем делать все возможное для спасения природы.

    Екатерина ТАТАРИНОВА

    Редакция газеты "Рабочее слово"
  • распечатать
  • отправить другу

Ещё по теме:

  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить
Чегдомын