USD 59.66 EUR 69.47

Архив номеров

16+

  • Терпение, вера, щедрость, доброта - её жизненные постулаты

    2017.03.200402Если бы Наталья выросла в благополучной семье, возможно, ее жизнь сложилась бы иначе. Все было как у всех. Не было бы только шести приемных детей.

    Если бы Наталья выросла в благополучной семье, возможно, ее жизнь сложилась бы иначе. Все было как у всех. Не было бы только шести приемных детей.


    У ее родителей был неравный брак: мама с высшим образованием всегда занимала руководящие посты, отец, имевший за плечами 4 класса образования, безбожно пил «горькую»…


    Родилась Наталья в небольшом поселке Амурской области. Затем маму перевели в Благовещенск. Там девочка и пошла в школу, а окончила её уже на Сахалине, куда маму перевели работать на гидроэлектростанцию в п. Восток, что находился в заливе Терпения. Название залива соответствовало жизни здешних обитателей, в том числе мамы и Наташи.


    Спустя несколько лет они переехали в Хабаровск.


    Наташа росла болезненным ребенком, поэтому доучиваться пришлось в вечерней школе.


    В девять лет она организовала тимуровскую команду. Кроме помощи пожилым людям и посадки цветов, ухаживали за детьми в ясельной группе детского сада. Воспитателей и нянь тогда катастрофически не хватало.


    Была вожатой с 5-го класса и до окончания школы.


    Очень хотела выучиться играть на фортепиано, но в посёлке не было музыкальной школы. Выход нашла мама: она купила фортепиано и пригласила для индивидуальных занятий профессионального музыканта, выпускника московской консерватории.


    В 13-ть лет мечта девочки осуществилась.


    Любила петь, душевно читала стихи. С удовольствием посещала кружок хореографии, участвовала в постановках кукольного театра. Свою любовь к музыке, спорту и театру пронесла через всю жизнь.


    Выбор ее будущей профессии был не случаен - девушка поступила в педучилище. Окончила его с красным дипломом по специальности «Воспитатель широкого профиля».


    По окончанию училища работала в одном из детских садов краевой столицы.


    * * *


    В 1976 году вышла замуж, казалось по любви…


    Через два года родилась дочь, еще через год - вторая. Отношения с мужем стали натянутые, она отдавала детям всё свободное время.


    А когда через три года в семье родился больной ребенок, он ушел из семьи. Ушел без скандалов.


    Похоже, в выборе супруга молодая женщина повторила судьбу своей мамы - слишком разные они были: она - весёлая, умная, спортивная, он - слабохарактерный.


    Сын болел, можно сказать - умирал. Медицинские светила заявляли, что ребёнок - не жилец и предлагали отказаться от него. Но молодая женщина даже не могла себе представить, что бросит в больнице своего Витюшу.


    Как-то утром, после очередной бессонной ночи, она увидела в коридоре врача-женщину - детского пульманолога (специалиста по лёгочным заболеваниям) и неожиданно для себя подумала: «Она вылечит моего сына».


    Так и произошло. В три месяца ребёнок стал плавать в бассейне - это его спасло! Дружба с Сабиной Вениаминовной продолжается уже 35 лет.
    Когда мальчику исполнилось полгода, главврач больницы предложил Наталье, как педагогу, поработать у них и, специально для неё, ввёл должность воспитателя. В её обязанности входили уход за детьми, игры и занятия в игровой комнате, чтение книг. Именно то, что ей больше всего нравилось делать.


    Так незаметно пролетели пять лет.


    За это время ей удалось помочь определить в семьи двух здоровых детей. А мальчика-инвалида, который передвигался, как лягушонок, и ждал передачи в детский Дом инвалидов, научила ходить.


    Получив направление от больницы в педагогический институт, Наталья сначала поступила на подготовительные курсы. Обучение хоть и заочное, но у неё на руках было трое детей.


    Хотела поступать на историко-педагогический факультет, психологию, но специалист-филолог посоветовал филологический.


    Зачёты и экзамены сдавала досрочно. Учёба давалась легко, особенно нравились русский язык, педагогика, психология, устное народное творчество. А ее курсовые тянули на дипломную работу.


    С 3-го курса начала преподавать в школе.


    В 1987 году, одновременно с дипломом об окончании института по специальности «Учитель русского языка и литературы», получила еще несколько дипломов: о дополнительном образовании преподавателя мировой художественной литературы, народной художественной литературы, устного народного творчества, факультатива педагогики и психологии, факультатива по основам религии.


    * * *


    В трудные 90-ые годы приходилось выживать. Ежедневные заботы о детях не давали расслабляться и падать духом. Им нужно было дать образование, поэтому Наталья искала новые способы и средства к существованию.


    В школе зарплату не платили, и она отправилась по линии иностранных миссионеров в Новую Зеландию - пригодилось знание английского языка.


    -Там я изучала не религию, а методику преподавания Библии в школах. Как преподавать ее детям, не вовлекая их в определённое течение, - вспоминает Наталья Михайловна.


    Она вернулась на родину через девять месяцев и устроилась в частную школу, где преподавала английский и русский языки, литературу.


    Затем три года проработала в Детском доме № 1.


    * * *


    Когда в 2002 году переехала в п. Николаевка ЕАО, увидела, что люди живут ещё хуже них: дети воруют, родители пьют.


    На средства миссионеров организовала благотворительный фонд «Осанна», была его руководителем. Помогала больным детям и просто голодным, которые, порой, стучались ночью в её двери.


    С зятем организовали реабилитационный центр «Ковчег» для бывших заключённых, детей и женщин, попавших в трудную ситуацию.


    Работали бесплатно. Центр существовал на пожертвования американских и новозеландских миссионеров. Создали библиотеку и вокальную группу для детей и взрослых. Ездили на фестивали песен при протестантских церквях.


    В средней школе преподавала «Основы религии». Старалась, как могла, оградить молодых людей от вредного влияния всевозможных сект. Войти в них можно легко – гораздо сложнее выйти оттуда.


    В 1997 году, в Хабаровск приехали австралийские миссионеры и предложили свою помощь, и Наталья Михайловна повезла их в детскую краевую больницу №2. Кроме моральной поддержки больным детям (организовали выступление кукольного театра), они приобрели необходимое оборудование для медучреждения.


    Именно там она обратила внимание на двух ребят, оставшихся без попечения родителей, хотела взять - но миссионеры остановили ее, сказали, что у неё другое предназначение: оказывать помощь в более широком масштабе, через международные фонды.


    * * *


    Но мысль взять на воспитание приемных детей никогда не оставляла женщину.


    Впервые она увидела брошенных детей на экскурсии в Дом ребёнка, куда часто ходили студенты педучилища. И хотя своих детей тогда ещё не было, помнит, как защемило ее сердце, когда один мальчуган протянул к ней ручки и произнёс: «Мама!». Слёзы хлынули ручьём из глаз молодой женщины…


    Однажды Витя принёс местную газету с фотографиями двух ребят, оставшихся без попечения родителей.


    Наталья специально окончила школу приёмных родителей. Дом у них был большой, тёплый.


    - Время пришло, - подумала она.


    Вскоре в их семье появились Коля и Толя. Одному было 11-ть, другому - 12 лет.


    Вскоре у Николая нашлись родственники, пришлось вернуть его в Детский дом. Но пьющая родня не забрала парнишку к себе. Поэтому семья Натальи продолжала с ним общаться, участвовала в его судьбе.


    Молодой человек уже закончил профтехучилище (сварщик 4-го разряда), отслужил армию. Сейчас учится в строительном техникуме на автомеханика с получением прав водителя. Для Натальи он родной близкий человек.


    Толе 23 года, окончил два профтехучилища. Живёт вместе с Натальей Михайловной.


    * * *


    Вырастив мальчиков, Наталья Михайловна Гришина решила взять девочек.


    В 2007 году, вместе с Виктором (парень окончил лицей, получил профессию электрика, работает в охране. Живет в п. ЦЭС. У него трое детей), поехали в хабаровский Дом ребёнка.


    Когда увидели Танечку - годовалую, худенькую кроху с большими глазами, которая не могла сидеть, ходить, а в медкарте были записаны два страшных диагноза: порок сердца и заболевание бронхов, сын сказал: «Мама, это наша девочка. Если ты меня с того света вытащила, то и ей поможешь».


    Там же присмотрели и другую малышку. Приёмные родители вернули её в детдом, так как она всё время плакала. На тот момент Олечке исполнилось два годика, у неё были тоже серьёзные заболевания: порок сердца и аллергия.


    Наталья стала часто ездить в Дом ребенка, навещать девочек.


    Таню забрали только в июне. В первую же ночь она стала задыхаться. Наталья схватила её в охапку и бросилась к николаевским докторам, а после осмотра услышала: «Кого ты взяла, она же будет всю жизнь инвалидом?»


    Прогноз врачей не подтвердился. В год с небольшим, ребенок начал делать первые шаги (правда, давалось ей это с большим трудом). До четырех лет ходила плохо, поэтому ей постоянно делали массаж.


    Затем Тане поставили диагноз - бронхиальная астма. Старшие дети помогали, опекали сестрёнку. Отношения в семье складывались именно родственные.


    Развели стадо коз, отпаивали детей молоком. С пяти лет приступы прекратились. Болезнь напоминает о себе редко, лишь во время ремонта, когда использовали краски и ацетон.


    В Детском доме всем детям ставят диагноз - задержка психического развития (ЗПР). Но Танюшка научилась читать в четыре года. А в 5 лет стала красиво рисовать и вышивать.


    Когда внук Натальи Михайловны - Илья пошёл в первый класс, бабушка постоянно занималась с ним, а девочка находилась рядом и делала всё, что делал он.


    По собственному желанию перестала ходить в детский сад, заявив однажды, что ей там неинтересно, и стала проситься в школу. Собрала свои тетради, рисунки и отправилась в школу, чтобы учительница проверила, как она читает.


    Ей неофициально разрешили посещать занятия, чтобы не отбить охоту учиться. Думали-походит, надоест. Ничего подобного. В шесть лет она стала «первоклашкой».


    Сейчас они с Олей вместе учатся в одном классе. Таня всё схватывает на лету, быстро делает уроки. Оле учёба даётся трудней.


    - У Оли есть мама,- рассказывает Наталья Гришина.- Она не лишена родительских прав, просто бросила больного ребёнка и уехала в неизвестном направлении.


    У Тани - бабушка и отец. Но родственники не идут на контакт, не объявляются. Это и неплохо, лишь бы нам не мешали жить.


    * * *


    В 2011 году работники органа опеки Николаевки предложили семье взять еще одного мальчика. Он заканчивал 4-й класс. Лежал в больнице в п. Смидовичи. Парнишка был очень сложный. Рос, можно сказать, на улице. С двух лет, при живых пьющих родителях, добывал себе еду, попрошайничал. В 11 лет не мог читать и решать задачи.


    - В таком возрасте трудно исправить задержку в развитии, - говорит собеседница. - Но не всем же быть учёными. Зато мальчишка с удовольствием работает на земле, выращивает овощи. Ещё у него есть тяга к любой технике.


    Мама Наташа научила его держать молоток - вместе они построили замечательный сарай для хозяйства. А оно на тот момент было немаленьким: стадо коз, овец, куры, гуси.


    В семье его зовут «Витя-младший» или любовно «заноза». Сейчас ему 16 лет.


    * * *


    В 2013 году в Хабаровском крае и ЕАО случилось масштабное наводнение. Николаевка стоит в низине, рядом река Тунгуска, озёра, болота - воды и так хватало. На первых порах странно было наблюдать, как из-под земли вдруг начинали бить фонтанчики, затем вода хлынула с трех сторон. Затопило дом. Особенно пострадал земельный участок - весь урожай в августе смыло.


    Старший сын позвал мать с детьми и внуками к себе, в п. ЦЭС.


    Учебный год дети начали в школе № 5 (Наталья Михайловна благодарна школьной администрацию за предоставленные деньги и вещи). А через три недели, как только ушла вода, вернулись в Николаевку.


    Вода стояла в подполе до заморозков. Браться за ремонт дома не имело смысла - он начал разрушаться. Рухнула печь, обрушилась веранда, двери толком не закрывались. А на дворе ноябрь.


    Компенсацию женщина получила только за приусадебный участок, дом ведь не смыло. А что жить в нём с детьми невозможно - другой вопрос.
    Наталья Гришина никогда не просила помощи: получает пенсию, вознаграждение, детские пособия. Доход есть, другие хуже живут. Но в этот раз пошла в поселковую администрацию. Там на выбор предложили несколько санаториев. Выбрала Анапу - дети никогда не видели море, да и здоровье надо было им поправить.


    На юг она улетела с тремя детьми и двумя внуками.


    На Черном море прожили полгода. Ребята отдыхали и учились. Как только закончился учебный год-вернулись домой, хотя можно было ещё остаться. Дочь соскучилась по детям, звала домой. В наводнение ее семья потеряла всё имущество и ей предоставили квартиру там же в Николаевке.


    Большая вода не оставляла их в покое еще несколько лет. Природа, как будто, проверяла эту семью на прочность В 2014-ом их опять затопило и смыло все посадки. В 2015-м, весной, ураганом снесло крышу дома, выбило окна, двери. Под осень дом и участок затопили подземные воды и долгие дожди. Погиб прижившийся виноград. Спасали козлят, кроликов, перепёлок. Хорошо себя чувствовали только гуси. В 2016 году-опять дожди. На участке ничего не сажали, так как уже надумали уезжать ближе к Виктору.


    Но были еще две причины для смены места жительства.


    * * *


    В 2015 году в их семье появился девятилетний Денис.


    Старшие приемные дети все чаще стали просить у мамы взять малыша, обещали помогать. Но вместо него в опеке предложили более взрослого мальчика.


    Ребёнок был в приюте Биробиджана. Родители алкоголики. Боялся людей. В школе сидел под партой, пока его не отдали в приют. Питался сухой лапшой, которой подкармливала его тётя - тоже алкоголичка. Был худой, постоянно плакал.


    Спустя три года, подростка не узнать. Открылись способности к математике, рисованию. Любит конструировать, фантазия позволяет из бросового материала смастерить любую вещь.


    Первой причиной для переезда в наш район стали частые наезды алкоголиков-родственников Дениса. Он не хотел с ними видеться, прятался, боялся потерять новую семью. Но была и вторая. Витя-младший связался с дурной компанией.


    Чтобы разом решить проблемы, так сказать, «обрубить концы», они засобирались в дорогу.


    Из вещей было только электрическое фортепиано, два письменных стола и морозильная камера. С тем и поехали.


    За старшей дочерью числилась квартира в п. ЦЭС. Она была совершенно «убитая». На небольшие деньги от продажи дома сделали ремонт своими руками: покрасили окна, двери, оштукатурили стены. Осталось только постелить линолеум.


    На вопрос: «Почему не обратились к местным властям за помощью?», наша героиня ответила: «Есть семьи, которые живут хуже нас. Не хочу никому доказывать, что мы нуждающиеся».


    * * *


    В этой семье есть хорошая добрая традиция. Каждый вечер они собираются вместе. Нет, не для просмотра очередной телепередачи. Они начинают рукодельничать: шить, клеить, рисовать. Увлеклись алмазной вышивкой. Освоили технику декупаж.


    Швейную машинку им подарили в церкви в Николаевке.


    Вообще талантов у ребят не счесть. В Николаевке их работы отправляли на различные выставки, конкурсы, за которые они получали дипломы и награды.


    На Всероссийской олимпиаде, в 2016 году, Таня заняла 1-е место по английскому языку, Оля - 1-е место - за чтение стихов о Великой Отечественной войне.


    Татьяна победительница туристического слёта по скалолазанию.


    В Николаевке девочки сочиняли сказки, даже печатались в журналах. Изучали английский и китайский языки. Мама Наташа научила их читать на церковном славянском языке - обе ездили на конкурс по чтению в Биробиджан.


    А еще они занимаются в Детской школе искусств: Танюшка по классу фортепиано, Оленька - вокалу.


    Их вокальная семейная группа готовится выступать на конкурсе «Играй, гармонь!», который запланирован на 18 марта.


    Любят зимние виды спорта, в том числе скандинавскую ходьбу.


    Они члены ДОСААФ - стреляют из мелкокалиберной винтовки.


    Играют в футбол. Ходят в походы.


    Когда дети были маленькими, выезжали всей семьёй в Приморье. Месяцами жили на берегу моря в палатках. Морской воздух и вода творили чудеса. Детвора переставала кашлять и задыхаться.


    Мы поинтересовались у Натальи Михайловны: почему она берёт приёмных детей, и она ответила, что хочет жить полноценной жизнью, быть полезной, передать детям свои знания, опыт, максимально раскрыть их способности, чтобы правильно определиться с выбором профессии.


    Её общий педагогический стаж - 25 лет. Множество благодарностей за воспитание детей от администрации г. Хабаровск, Правительства края, администрации Смидовичского района.


    Сама хорошо рисует. Занималась каратэ, получила оранжевый пояс. До сих пор катается на коньках.


    Обе дочери-педагоги, закончили вуз с красным дипломом. Одна - учитель младших классов, преподаёт в краевой столице, учится в пединституте на учителя математики. Другая - учитель музыки, истории и обществознания в п.Бычиха, Хабаровского района.


    Внучка - студентка 1-го курса педуниверситета в г. Хабаровск.


    Это уже третье поколение педагогов!


    * * *


    Эта удивительная, скромная женщина всю жизнь живет интересами, жизнью своих детей, внуков и счастлива от этого. Призналась, что хочет взять на воспитание ещё двух приемных детей.


    Ее жизненный принцип очень простой: возьмите чашу терпения, влейте туда полное сердце любви, бросьте две пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и все это хорошенько перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте всем, кого встретите на своем пути...


    Она ни на что не жалуется, ни о чем никого не просит. Но если ей вдруг предложат помощь, например, кресло-кровать или диван, велосипед, лыжи, коньки, снаряжение для походов, - точно не откажется.


    Галина МАЛЕЕВА, Надежда БОКОВА

    Редакция газеты "Рабочее слово"
  • распечатать
  • отправить другу

Ещё по теме:

  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить
Чегдомын