USD 59.36 EUR 69.72

Архив номеров

16+

  • Сколько квитанций в самый раз: три или одна?

    2016.05.230304На сегодняшний день в Хабаровском крае скопился долг перед поставщиками коммунальных благ (света, холодной и горячей воды, тепла и газа) без малого 4 миллиарда рублей.

    На сегодняшний день в Хабаровском крае скопился долг перед поставщиками коммунальных благ (света, холодной и горячей воды, тепла и газа) без малого 4 миллиарда рублей.


    Нередко мы слышим, что основная часть этого долга приходится на управляющие компании (УК), ТСЖ и ЖСК.


    Дело в том, что в настоящее время Жилищный кодекс Российской Федерации не позволяет собственникам заключать прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями (РСО), за исключением домов, в которых осуществляется непосредственное управление - с количеством квартир до 30. Ответственность за сбор коммунальных платежей и перечисление их РСО возлагается на управляющие компании, ТСЖ или ЖСК - исполнителей коммунальных услуг.


    Так откуда берутся долги у исполнителей? Арифметика довольно проста: исполнители коммунальных услуг приобретают ресурс у поставщиков, стоимость которого впоследствии распределяют на всех потребителей в виде коммунальных платежей и возвращают средства РСО. Однако на практике дела обстоят несколько иначе. Как правило, не все собственники спешат оплачивать платежки за потребленные ими ресурсы. В результате появляются долги, которые бременем ответственности ложатся на исполнителя коммунальных услуг.


    Случается, что и сами организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, сознательно не передают РСО собранные с жильцов средства. Такие компании относятся к категории «недобросовестных» и чаще всего применяют хитрые схемы вывода полученных от населения финансовых средств через посреднические компании. После чего - банкротятся, а на их месте создаются новые. В итоге миллионные долги «повисают в воздухе», и причитающиеся деньги так и не доходят до ресурсоснабжающих организаций.


    В результате таких отношений часть долгов так и остается на бумаге, поскольку их возврат не представляется возможным либо становится сомнительным.


    Рубли пойдут напрямую


    Чтобы решить возникшую проблему и исключить из коммунальной цепочки «поставщик-исполнитель-потребитель» посредника, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства России предложен иной подход, который учтен в новом законопроекте. А именно - оплата за коммунальные услуги напрямую поставщикам в обход исполнителей коммунальных услуг. Инициативу согласовали в Минкомсвязи, Минэкономразвития, Минэнерго, ФАС и Минюсте.


    - Исключение из маршрута оплаты коммунальных услуг посредника - управляющей компании (ТСЖ, ЖСК) - позволит завершить процедуру очистки рынка от недобросовестных УК, бизнес-модель которых предусматривает не столько управление домами, сколько воровство денег, оплачиваемых потребителями. Для добросовестных УК никаких негативных последствий законопроект не несет, - уточнил замглавы Минстроя РФ Андрей Чибис.


    Документ предполагает заключение договоров ресурсоснабжения непосредственно с собственниками помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, в свою очередь, будет продолжать заведовать делами дома, предоставляя жилищные услуги: управление домом, содержание и ремонт общего имущества и т. д.


    Квитанций будет больше


    На нас, жильцов, принятие этого законопроекта повлияет в первую очередь тем, что вместо одной общей квитанции будут приносить несколько. Хотя во многие многоквартирные дома края и сейчас приносят не один счет.


    - Например, в Хабаровске большинство счетов за воду и водоотведение проходят через исполнителей. Энергетики и газовики, наоборот, работают с собственниками и нанимателями напрямую. Для этого они используют агентский договор с исполнителем, чтобы вписаться в схемы отношений, предусмотренные законодательством. Однако данные отношения держатся лишь на здравом смысле, а не на законном праве каждой стороны, - говорит председатель постоянного комитета Законодательной думы Хабаровского края по вопросам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Борис Гладких.


    Если привести в пример Верхнебуреинский район, то платежи там осуществляются через управляющие организации, а ситуация в плане расчетов с РСО - одна из худших в крае. То есть средства, которые собираются с населения, не доходят до ресурсоснабжающих организаций.
    Согласно предлагаемому нововведению, при заключении договора интересы собственников будет представлять лицо или организация, которая осуществляет управление многоквартирным домом. Но плата за коммуналку будет поступать на счета ресурсоснабжающих организаций, а не в управляющие компании, ТСЖ или ЖКС. И показания приборов учета также должны будут передаваться «ресурсникам».


    Для большинства добросовестных потребителей принятие этого закона не повлечет никаких изменений. А вот должники, несвоевременно оплачивающие коммунальные услуги, в случае принятия законопроекта будут взаимодействовать напрямую с ресурсоснабжающими организациями.


    В то же время у жильцов сохранится возможность платить и через управляющие организации, ТСЖ или ЖСК.


    - Одна из особенностей данного законопроекта заключается в том, что он предусматривает сохранение действующей на сегодняшний день цепочки отношений, - продолжает Борис Гладких. - Ведь существует и положительная практика построения взаимодействия между РСО и потребителями коммунальных ресурсов через посредника.


    Подводные камни


    Если система все же начнет действовать, тогда возникает ряд вопросов, требующих проработки. К примеру, кто будет осуществлять выпуск квитанций, а главное - на какие средства? В тех случаях, когда эта обязанность возложена на управляющие организации, ТСЖ, ЖСК, переход на прямые отношения добавит дополнительной работы отдельным коммунальным организациям, ведь некоторые из них забыли, что такое контакт с потребителем.


    Другой пример: батареи стали холодными посреди зимы или напор воды из крана стал совсем слабым. К кому обращаться в таком случае? Напрямую к «ресурсникам»? Производители тепла не будут обслуживать тепловые сети внутри дома, а значит, не будут и отвечать за состояние конкретной батареи.


    Однако организация, отвечающая за управление и эксплуатацию многоквартирного дома, должна будет подтвердить факт отсутствия в доме проблем, которые могли бы повлиять на качество коммунальной услуги, а также в меру своих полномочий осуществить необходимое взаимодействие с ресурсоснабжающими организациями. В противном случае управляющая организация (ТСЖ, ЖСК) может быть привлечена к ответственности с возможным возмещением убытков сторонам: как потребителю, так и ресурсоснабжающим организациям.


    Данные отношения еще необходимо усовершенствовать на федеральном уровне, в том числе решить вопросы, связанные с установлением факта оказания некачественных услуг на границе раздела ответственности между сетями ресурсоснабжающих организаций и внутридомовым инженерным оборудованием.


    - Пока законопроект находится в стадии первого чтения. Не исключено, что его итоговый вариант будет отличаться по наполнению от первоначального с учетом внесения различных поправок. Поэтому говорить о том, как будет в деталях действовать этот механизм, пока рано, - подытожил председатель профильного комитета Борис Гладких. - Надеюсь, что неизменной останется основа прямых отношений - исключение принудительных функций исполнителя коммунальных услуг в отношении управляющих организаций, ТСЖ и ЖСК.


    ТОЗ

  • распечатать
  • отправить другу

Ещё по теме:

  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить
Чегдомын