USD 59.14 EUR 69.43

Архив номеров

16+

  • Мои предки - меннониты и я горжусь этим

    2016.03.100735Классен, Пеннер, Ольферт, Дридгер, Гесс, Дик…Этот список можно продолжать и продолжать. Это фамилии людей, которые проживают в настоящее время в Чегдомыне, их объединяет далекое прошлое, которое берет начало в 18 веке. Называется оно - история российских немцев.

    Классен, Пеннер, Ольферт, Дридгер, Гесс, Дик… Этот список можно продолжать и продолжать. Это фамилии людей, которые проживают в настоящее время в Чегдомыне, их объединяет далекое прошлое, которое берет начало в 18 веке. Называется оно - история российских немцев.


    В советское время эта тема была закрыта, стояла лишь запись в паспорте «немец». До распада СССР из 250 млн. человек в стране насчитывалось 2 млн. немцев, многие из них знали свой родной язык, культуру, обычаи, религию. На вопрос: «Кто такие, откуда?» отвечали: «Живем в России давно. Екатерина Вторая пригласила наших предков. К фашистской Германии никакого отношения не имеем». Эти цитаты передавались в каждой немецкой семье из поколения в поколение.


    Знакомство с историческим прошлым моего народа началось в 1991 году, когда меня избрали делегатом от Хабаровского края на Всесоюзный съезд немцев СССР. Проходил он в Москве, цель съезда - восстановление немецкой автономии, которая существовала на Волге с 1918 по 1941 год.
    Делегатам предложили литературу о советских немцах, затем несколько книг я выписала по почте. Тема настолько меня увлекла, что появилось желание объединить все, что я узнала в один материал, но информации о моей семье было недостаточно.


    Вскоре, в январе 1998 года, Хабаровское отделение Международного Союза немецкой культуры предложило молодежи написать реферат на тему - «Судьба моей семьи в истории российских немцев». За написание взялась моя двоюродная племянница- Светлана Кицканюк (кстати, она заняла первое место и была награждена уникальной и редкой книгой на немецком языке).


    А помогала собирать материал по крупицам ее бабушка, моя тетя - Мария Генриховна Пелипас, которая списалась с многочисленными родственниками.


    Им удалось узнать немало интересного о нашей родословной, а мне создать его генеалогическое древо.


    Итак, основоположником семьи Милак был Давид Гётц. Он родился в 1752 году в округе Данциг (соврем. Гданьск). В 1821 году переселился на Украину в Таврическую губернию (в н.в. Запорожская обл.).


    Эту фамилию в нашей семье носило пять поколений. Последней была моя прабабушка - Мария Генриховна (1880-1965): в 1903 г вышла замуж за Петра Петровича Панкрац.


    Семья Панкрац переселилась в Амурскую область в 1928 году.Здесь Мария Петровна Панкрац (моя бабушка) вышла замуж за Генриха Яковлевича Фризен (мой дед), который в составе большой семьи (мать, две сестры с семьями и четыре брата) переехал на Дальний Восток из Херсонской губернии.


    О прадеде Я.Я. Фризен и прабабушке С.Я. Вибе имеются сведения более поздние. По воспоминаниям моей мамы Зузаны Генриховны Милак, они переселились на юг Украины из-за границы в начале ХIХ века.


    В Чегдомыне сегодня проживают потомки семей Гётц – Панкрац – Вибе – Фризен, которые носят фамилии - Фризен, Милак, Суворовы, Мезенцевы, Заровские.


    Со стороны отца - Андрея Адольфовича Милак информации еще меньше. Мои прадеды –Мария и Иван Регер (1880-1917) в 1907 г. переехали из Кривого Рога в Сибирь, в числе первых поселенцев основали село Гришковка Алтайского края, в 1927 году перебрались в Амурскую область.


    Потомки Ивана Регер - Регер, Дридгер, Рихард, Милак, Свиридовы, Атроховы, Суворовы, Мезенцевы тоже проживают в Чегдомыне.


    О жизни деда - Адольфа Фридриховича известно совсем немного. Родился в 1905 году в с. Станиславовка Житомирского района на Западе Украины. Адольф и его брат Эмиль оказались сиротами. В последствии одного из них записали на украинский лад Милак, другого - на Миляк.


    Перед Первой мировой войной всех немцев выселили от западной границы в Сибирь. Милаки поехали на Дальний Восток, а Миляки остались в Омской области и родственные связи с ними уже утрачены.


    Потомки Милаков и Миляков сегодня проживают на Сахалине, Камчатке, в Магадане, Приморье, Хабаровском крае, Амурской области, а также в Омске, Белгороде, Краснодаре, в Германии.


    А как же сложилась судьба наших родственников, оставшихся на Украине?


    Во время войны юг Украины оказался в оккупации, и при отходе фашисты угоняли в Германию советских людей, в том числе и немцев, которых заставляли восстанавливать разрушенное войной народное хозяйство.


    Большая семья двоюродного брата моего деда - Д.Я. Вибе оказалась после войны на территории американской зоны в Германии. В 1947 году Международный Красный крест отправил их в Парагвай. Поселились в джунглях, жили в шалашах из прутьев и листьев. Заработки мизерные. Услышав, что в Бразилии жизнь полегче, отправились туда пешком. Со временем добрались до Канады, где живут до настоящего времени.


    Один из братьев Вибе - Яков оказался в Германии в английской зоне, откуда советских граждан отправляли на Родину. Так он попал на Дальний Восток. Ему долго запрещали выезжать за пределы Хабаровского края. Яков несколько лет пытался найти своих родителей, братьев и сестер, только в 1957 г. они откликнулись из Канады.


    Сам Яков Дитрихович поселился в с. Сита района им. Лазо. Он знал, что на Амуре проживают его родственники.


    В 1998 г. его зрение резко ухудшилось, и он решил передать библиотеке или музею сохранившиеся у него книги на немецком языке. Дал объявление в газету «Тихоокеанская звезда», которое случайно увидела моя тетя - Мария Генриховна Пелипас.


    Троюродные брат и сестра встретились через 70 лет.


    Германия и Сита и сегодня на связи.


    Такова история создания этого материала. Конечно, нужно было в свое время больше расспрашивать бабушку и дедушку о их прошлой жизни, родственниках, но в детстве это нас как-то не интересовало, да и в то время они просто не могли бы многое рассказать.


    Елена Милак

     

    ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

    Термин «немцы» возник от славянского слова «немой». Сами же «немцы», переселившиеся из раздробленной Германии и других стран в Россию называли и называют себя «швабами» (выходцы из Швабии), «католиками», «лютеранами», «меннонитами»…


    Массовый, организованный переезд немцев в Россию начался в 1763 году, после издания Екатериной Второй Манифеста «О привлечении иностранцев в Россию». Она писала: «Мы нуждаемся в населении. Заставьте кишмя кишеть народ в наших пространных пустырях». Обещания для переселенцев были весьма заманчивы: освобождение от воинской службы на вечные времена, льготное налогообложение, удобные пахотные земли и выпасы, свобода вероисповедания, самоуправление в колониях.


    В Германии крестьяне задыхались от безземелья, налогов и поборов, религиозных притеснений, воинской повинности. Поэтому сотни тысяч людей со своими детьми и небогатым имуществом направились искать счастье в чужой и загадочной стране.


    Несмотря на огромные трудности и лишения, высокую смертность в пути и первые годы обустройства, немцы выполнили задачу, которую им отводили власти России - шло стремительное хозяйственное освоение огромных площадей Поволжья, Причерноморья, Приднепровья.


    Предками нашей семьи являются меннониты. Название они получили по имени своего учителя Симонса Менно (1496-1561г.г.). Он основал секту анабаптистов, которая отличалась от других протестантов своим отрицанием профессионального священства, культа святых, икон и торжественных облачений, свойственных обрядам католиков и православных, и тем, что она отвергала крещение младенцев, требовала крещения взрослых.


    Менно посещал единомышленников, рассеянных в Нидерландах, в Северной Германии, в Западной и Восточной Пруссии, в Польше, вплоть до Ливонии и объединял их в общины.


    В Нидерландах в середине ХVI века процветала инквизиция, и так как меннониты, благодаря своему трудолюбию были зажиточны, их особенно преследовали, чтобы поживиться за счет их имущества.


    Именно в это время меннониты нашли убежище в западной части Польши, в Западной Пруссии, где они прожили около 250 лет.


    Здесь к ним присоединились незначительные славянские группы, что объясняет появление у меннонитов фамилий: Завадский, Козловский, Рогальский, Делеский, Шаманский, Рацлаф и других.

  • распечатать
  • отправить другу

Ещё по теме:

  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить
Чегдомын