Архив номеров

16+

  • Журналист - профессия на всю жизнь

    2016.01.250516Когда-то педагоги видели в героине нашего рассказа учительницу – и биологии, и физики, и математики, и русского языка, и литературы, потому что во всех основных школьных предметах она была на высоте. Но сами же подтолкнули её на другой путь – написав по их «заказу» несколько заметок и став юнкором газеты «Рабочее слово», Людмила Макаренко (после замужества Стефанович) выбрала профессию журналиста.

    Когда-то педагоги видели в героине нашего рассказа учительницу – и биологии, и физики, и математики, и русского языка, и литературы, потому что во всех основных школьных предметах она была на высоте. Но сами же подтолкнули её на другой путь – написав по их «заказу» несколько заметок и став юнкором газеты «Рабочее слово», Людмила Макаренко (после замужества Стефанович) выбрала профессию журналиста.


    ЮНКОР ПОНЕВОЛЕ


    Иногда фамилия Макаренко раздражало её так, что хотелось сменить на фамилию матери - стать Барабановой и зажить жизнью обычного ребёнка. Чтобы не слышать почти ежедневных наставлений на одну-единственную тему: «У тебя такая знаменитая фамилия, ты должна быть лучше всех, ты должна пойти в педагогику…».


    Нет, Людмила не была неуспевающей ученицей, раз педагоги напоминали про фамилию. Наоборот, учёба давалась легко и просто, интересовали буквально все предметы. Да и как было, например, не любить алгебру и геометрию? Ведь преподавала их Р.М. Рябкова – прекраснейший учитель и замечательный человек, с которой Людмила Викторовна до сих пор поддерживает тёплые отношения.


    «Роза Михайловна любила всех своих учеников – плохих и хороших, успевающих и не очень, с их капризами и «заморочками», - поясняет наша собеседница. - Просто она понимала нас! А как она вела свои уроки?! Их и уроками назвать нельзя – это как песня, в которой всё ладно и складно, всё одно к одному. А в итоге – всё понятно - каждая цифра и каждая формула или теорема. И если мне сейчас - спустя тридцать с лишним лет – устроить ЕГЭ по алгебре или геометрии, уверена: справлюсь!»


    Таких учителей по предмету и наставников по жизни в годы учёбы в школе у Людмилы Викторовны было немало. Кстати сказать, учителя сыграли самую заглавную роль и в выборе профессии, за что она им очень и очень благодарна. Именно директор шестой школы Л. Е. Григорьева и завуч М. С. Морозова увидели в девочке будущего журналиста. Хотя «метод», с помощью которого они приучали писать материалы для районной газеты «Рабочее слово», сегодня вряд ли бы отнесли к «здоровьесберегающим технологиям»: Лидия Ефтеевна и Мария Сергеевна закрыли Люду в кабинете для завучей и поставили условие: пока у них не будет материала о поездке школьной агитбригады в воинскую часть, никуда не выпустят.


    На апробацию данного «метода» ушло пять часов, из которых первые несколько Люда пыталась осмыслить, за что лишили свободы и почему именно её заставили это делать. В последующий час с небольшим искала способ незаметно улизнуть из поднадоевшего кабинета, но замок надёжно удерживал в небольшой комнатёнке.


    О том, что это не сон, а реальность, постоянно напоминали редкие визиты директора и завуча, у которых при этом был единственный вопрос: «Ты уже написала?». И только голод и усталость, наконец-то, заставили ученицу взяться за ручку и написать-таки материал «на заказ».


    Проверка надёжности данного «метода» проводилась ещё пару раз, в том же кабинете, с теми же действующими лицами, но с затратой уже меньшего количества времени. В итоге, четвёртый по счёту материал был написан будущим журналистом опять-таки «на заказ», но уже дома, в спокойной обстановке. И вот тут, впервые, появилось ощущение радости от творчества.


    Свой четвёртый по счёту материал для газеты «Рабочее слово» непосредственно в редакцию, на улицу Пионерская, 24, относили уже не директор и завуч, а сам автор и по доброй воле. И уж никак не ожидала Людмила, что редактор газеты Е.И. Дмитриев сразу, при первом знакомстве, предложит стать юнкором.


    Писала не только о школьных мероприятиях, редактор давал и «взрослые» задания, к которым она относилась с большой ответственностью.


    Юнкоровская работа подарила Людмиле десятки запоминающихся встреч с людьми разных профессий и увлечений, научила общаться, обогатила жизненным опытом. Это были уже не вымышленные герои, как в сочинениях, а конкретные люди со своими судьбами и истории, о которых не прочитаешь в произведениях по школьной программе. Но, самое главное, эта работа приносила удовольствие, помогала почувствовать себя увереннее в мире взрослых.


    «РАБОЧЕЕ СЛОВО» СТАЛО РОДНЫМ


    По окончании школы Людмила получила из рук Ермолая Ивановича Дмитриева, главного редактора, направление для поступления на отделение журналистики Дальневосточного государственного университета.


    В 1976 году Людмила вернулась в ставшую уже родной газету «Рабочее слово».


    Тогда произошёл забавный случай - пришла устраиваться на работу 6 марта, и хотя должность литсотрудника была вакантной, почему-то сказали подойти только 9-го.


    Девушку это очень смутило, но тут Е.И. Дмитриев извинился и сказал, что они закупили подарки женщинам редакции к 8 Марта, но её не учли. А оставить новую сотрудницу без презента совсем не хочется, поэтому было рекомендовано приступить к работе только через три дня.


    Человек воспитанный, интеллигентный, Ермолай Иванович запомнился Людмиле Викторовне ещё и тем, что у него было какое -то особое чутье на неточности и ошибки. Он мог заметить неверную цифру в тексте, где, например, говорилось о производственных успехах предприятия (хотя информацию брал не он, а журналист). Это профессиональное качество помогало сотрудникам редакции избегать казусных ситуаций.


    Сам же коллектив был состоявшийся, можно сказать, возрастной. Несмотря на то, что прошла юнкоровскую школу, а также университет, за Людмилой закрепили заведующую отделом писем, культуры и быта Марину Александровну Шаменкову в качестве наставника.


    ПОКОЙ КОРРЕСПОНДЕНТАМ ТОЛЬКО СНИТСЯ


    Время работы Людмилы Викторовны Стефанович в газете «Рабочее слово» выпало на очень интересный период в истории района – возведение Байкало-Амурской магистрали. Судьба дала возможность писать о строительстве Восточного участка БАМа с первого забитого колышка времянки первостроителей до символического «золотого» рельсового костыля на завершающем этапе участка, встретить много интересных людей, пропитаться бамовской романтикой.


    С некоторыми героями своих материалов удалось увидеться спустя несколько десятилетий в разных концах нашей страны, и это, по признанию Людмилы Викторовны, незабываемые ощущения.


    Сразу вспоминаются командировки в железнодорожные посёлки, песни у костра на реке Ургал или Солони, приезды на БАМ знаменитостей, концерты московских артистов, захватывающее чувство единения на торжественных мероприятиях.


    Как напоминание того времени – медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали», которая хранится в семейном архиве.


    И пусть корреспондент районной газеты не строил дома, не укладывал рельсы, Людмиле Викторовне испытаний хватило в полной мере - поездки по бездорожью, а порой и путешествия пешком, когда машина ломалась, и приходилось добираться своим ходом до ближайшей воинской части. Мёрзнуть, получать травмы и ушибы, а потом, оклемавшись, снова мчаться на очередной строящийся объект.


    Не менее насыщенной была жизнь и в самой редакции. Спустя много лет она хорошо помнит всех своих внештатных корреспондентов, которые писали материалы в газету. А их немало, ведь в то время главным для корреспондента считалось не то, сколько он выдал личных строчек в газету, а то, сколько напечатали материалов его внештатных корреспондентов.


    В этом плане Людмила Викторовна придумала своё ноу-хау - в районном отделе внутренних дел, при активном участии его начальника Владимира Семеновича Павлова, создали творческое объединение, как сейчас бы сказали, школу журналистики. Руководство РОВД предоставляло достаточное количество времени, чтобы научить людей в погонах журналистским азам, и в газете ежемесячно выходила полоса «За образцовый правопорядок».


    МНОГОДЕТНАЯ МАМА, РУКОДЕЛЬНИЦА, СПОРТСМЕНКА


    Человек энергичный, инициативный, Людмила сама не могла усидеть на месте и другим не давала скучать.


    Как вспоминает Наталья Михайловна Владимирова, тогда наборщик ручного набора, коллектив редакции и типографии жил интересной жизнью. Профсоюзный комитет, который возглавляла Л.В. Стефанович, готовил к разным праздникам представления и даже постановки. Самая крупная - к Новому году, когда в «красном уголке» наряжали ёлку, распределяли роли, сами шили костюмы и собирали на «Зимнюю сказку» всех своих детей.


    А за пионерским лагерем «Мечта», на берегу реки, было «забронированное» место, куда часто выезжали семьями отмечать праздники – 8 Марта, День печати, к которым Людмила вместе с другими членами профкома готовила шуточные представления.


    Ещё Наталья Михайловна вспоминает, как председатель профкома предложила проводить производственную гимнастику. В тёплое время года выходили за здание редакции и под бодрые советские песни делали упражнения, а в холодные месяцы по длинному коридору второго этажа звенел бодрый голос Людмилы: «Руки шире, три, четыре…».


    Имея мужа и двоих сыновей, а позже родив ещё и дочь, женщина успевала всё. Хорошо готовила, и её блюда признавались одними из лучших в редакционном конкурсе «Золотая осень».


    В дефицитные советские времена умудрялась из отреза ткани или старого платья сшить модную обновку.


    Как-то сшила три ветровки – детям и мужу (а они получились уж больно красивыми), и кто-то из соседей написал заявление в райком партии, мол, Стефанович, пользуясь своим положением (работая в редакции), по блату купила сразу три вещи. Вызывали на «ковёр», где пришлось доказывать, что сшила сама. Помогло то, что тогда не было в продаже оверлоков, все делалось вручную. Это и спасло от клеветы.


    Особое место занимал в жизни спорт: раза три в неделю, после тяжёлого рабочего дня, бежала в спортзал Дома пропаганды и играла в волейбол. В зимний период, каждое воскресенье, становилась на лыжи и пробегала по 20-25 километров в районе Сатанок.


    ОТ ЛИТСОТРУДНИКА ДО РЕДАКТОРА МЕСТНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ


    Вскоре судьба направила творческую и гражданскую энергию в другое русло. Придя в редакцию газеты «Рабочее слово» литсотрудником, вскоре стала заведующей отдела писем, культуры и быта. Это, пожалуй, один из самых сложных участков редакционной работы: в отдел писем стекались не только благодарственные послания, а в большей степени жалобы – на дороги, на торговлю, на больницу, иногда и просто на жизнь (как и в сегодняшней редакции, только сейчас нет отдела писем).


    Читатели делились своими горестями, просили помощи. И Людмила Викторовна не только делала литературную обработку материала, но и подключалась лично: публиковала обращение, отправляла запросы в инстанции, звонила и требовала скорейшего решения проблемы…


    Притом, в её отделе был литсотрудник, за работу и качество материалов которого она отвечала. На что также уходило немало времени, ведь подчинённого следовало обучить (готовых журналистов с дипломом не было), направить, отредактировать его тексты перед сдачей в секретариат.


    В дальнейшем Стефанович назначили ответственным секретарём, сейчас эту должность называют «выпускающий редактор». Увеличилась нагрузка, но Людмила также всё успевала, бодро идя спортивной походкой по увлекательной жизни.


    Опыт, накопленный за время работы в газете, пригодился в 1991 году, когда её пригласили в другой орган СМИ – местное телевидение. И одновременно руководство комитета по телевидению и радиовещанию Хабаровского крайисполкома предложило создать и возглавить районную редакцию радиовещания в пос. Чегдомын.


    Теперь верхнебуреинцы не только могли посмотреть новости, репортажи, зарисовки о жизни района по телевизору, но и услышать их по радио, что значительно для отдалённых посёлков с плохим приёмом телесигнала. Необычный, насыщенный гармоничными обертонами, голос Людмилы Викторовны звучал и в утренней программе краевого радио, где она рассказывала о событиях района.


    На фоне большой занятости, она создала и возглавила первый и, к сожалению, последний районный женский Совет.


    Была избрана заместителем районного Совета депутатов (тогда должность главы администрации и председателя Совета совмещались), и сделала немало добрых дел не только для жителей Чегдомына, но и других поселений, которые во время редакционных командировок объездила по несколько раз и знала их проблемы.


    В 45 ЖИЗНЬ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ


    Переехав с Дальнего Востока в г. Калининград более 16 лет назад, осталась без работы. Из разряда успешных людей волею обстоятельств (которые, как известно, бывают сильнее нас) пришлось переместиться в разряд невостребованных и никому не нужных.


    Проходили месяцы поисков в бюро по трудоустройству – но всё безуспешно. Ответ, как приговор: «Вы не подходите по возрасту». И это в 45, когда ты ещё полон энергии, сил, задора и за плечами - более чем двадцатилетний опыт профессиональной работы в газете, на радио, телевидении…


    «Трудно сказать, как сложилась бы моя дальнейшая жизнь в Калининграде, если бы не случай. Пришло время собирать дочь в первый класс, и решили, что удобнее будет идти в 33-ю школу, но получили отказ – «не из того микрорайона». Случайно речь зашла о моей профессии. И тут выяснилось, что нужен специалист, чтобы создать школьную газету. Так, в один и тот же день, дочь села за школьную парту, а мне пришлось пробовать себя в новом амплуа – на поприще детских СМИ.


    Именно с этого дня я веду отсчёт нового этапа своей жизни, в котором хочу доказать и себе, и тем, кто навязывал мысль о ненужности возрастных специалистов, что по большому счёту дело совсем не в возрасте. Всё дело – в отношении к жизни.


    Так стала работать в школе, как и мечтали любимые учителя. И тоже учила детей. Не русскому языку и не литературе, а журналистике - одной из интереснейших профессий.


    Самой главной задачей считала – научить своих воспитанников «Школы журналистики» быть счастливыми.


    Вторая важная задача – выделить тех немногих из них, кто на самом деле одарен от природы и, возможно, пойдёт в журналистику.


    В работе с детьми для меня определяющим является девиз: «Упущенный талант – ущерб для общества», как сказал известный журналист Анатолий Аграновский».


    Приехав в чужой город, наша героиня не растеряла свою энергию и любовь к жизни. Она получила высшую квалификационную категорию, которую присвоили сразу, вопреки правилам, без первой и последующих.
    Людмила Викторовна посетила много стран, ходит в походы и участвует в краеведческих экспедициях. Постоянно чему-то учится: то на курсах в Академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте Российской Федерации, то повышает квалификацию как педагог, то проводит реорганизацию в своём садово-огородном товариществе (в котором она, естественно, председатель Совета), то выступает в судах в защиту прав общественного объединения…


    Имеет Благодарности районного управления образования и Министерства образования Калининградской области, награждена знаком главы администрации района «Признание».Член Союза журналистов СССР, член Штаба ЦК ВЛКСМ на БАМе, награждённая грамотами различных уровней, Людмила Викторовна Стефанович говорит: «Любовь к своей профессии – профессии журналиста - я пронесла через всю свою жизнь. Люблю её и сейчас».


    Галина ТИМОШЕНКО (СОКОЛ),ученица Л.В. Стефанович

  • распечатать
  • отправить другу

Ещё по теме:

  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить
Чегдомын