USD 57.57 EUR 67.93

Архив номеров

16+

  • Пусть «Белый пароход» вернётся через год…

    2015.09.170360Первые слова Максим начал произносить в два годика, связные предложения в четыре. Врачи поставили диагноз - «тугоухость».

    Первые слова Максим начал произносить в два годика, связные предложения в четыре. Врачи поставили диагноз - «тугоухость». Такое иногда случается. Согласно статистике, на 1000 нормально слышащих новорожденных приходится один ребенок с выраженной степенью тугоухости. Статистика статистикой, но осознать и принять, что именно твой малыш стал одним из тысячи, маме Лене было сложно и больно. А потом она поняла, это ее жизненное испытание и им не поможет ни искусный хирург, ни чудесные лекарства. Необходимо набраться сил, запастись терпением и поверить в своего ребенка: тугоухость - еще не приговор.


    * * *


    При выписке из роддома только одной Лене Вырупаевой детский врач не дал никаких рекомендаций. На вопрос: «А нам что скажете?», он ответил: «Ничего хорошего. Из-за серьезной патологии во время родов – асфиксии, будут проблемы в умственном развитии».


    Проблем особых не было, за исключением одной - ребенок реагировал только на очень громкие звуки, и сон его не мог нарушить ни звонок в дверь, ни работающий телевизор или пылесос.


    Как- то, месяцев в девять внимание мальчика привлек играющий магнитофон, он подполз к нему, включил на всю катушку и стал весело подтанцовывать…


    Хабаровские врачи поставили предварительный диагноз – снижение слуха «тугоухость», причина - асфиксия во время родов дала осложнение на органы слуха.


    Значит, ребенку могут дать инвалидность. Но инвалидом Максимку никто из близких не воспринимал, а уж мама тем более. Поэтому документы на полагающиеся социальные выплаты Елена Александровна оформила лишь спустя несколько лет и то по настоятельной рекомендации Л.Т. Молоковой, начальника сектора по предоставлению социальных льгот и гарантий Центра соцзащиты Верхнебуреинского района.


    * * *


    В 1 год и 1 месяц малыш начал ходить в детский сад № 7 «Родничок». Самостоятельный, спокойный, усидчивый ребенок никому не доставлял никаких проблем. Со сверстниками не общался, он их просто не слышал. Играм предпочел другое более интересное занятие - с упоением проводил время за рисованием, которым продолжал заниматься и дома.


    До двух лет с парнишкой все разговаривали только на повышенных тонах- это было как само собой разумеющееся.


    В четыре годика диагноз подтвердился и Максиму выписали слуховой аппарат. Вот тут-то начались настоящие мучения и для мамы, и для него: привыкание к миниатюрному механизму проходило долго и болезненно. Мир ребенка до этого тихий и безмятежный, вдруг наполнился новыми чужими непонятными звуками, от которых часто болела голова, и он с криком и слезами срывал аппарат и бросал на пол…


    Пережили.


    * * *


    Вскоре хабаровский врач, наблюдающий их, порекомендовал родителям отдать сына в хабаровский центр для глухих слабослышащих детей: «Там работают опытные педагоги и врачи, за ним будет хороший присмотр, там ему будет лучше».


    На семейном совете, взвесив все «за « и «против», решили: «Раз надо, значит надо». Поплакали, порыдали, собрали вещи и проводили Максима в дальний путь.


    Но вернулся он гораздо раньше, чем его ждали - через два дня.


    Увидев в центре абсолютно глухих детей, понимающих только язык жестов и представив, что их мальчику придется жить среди них не один месяц, папа заявил: «Возвращаемся домой! Лучше чем в семье, ему не будет нигде!».


    И семья (а это ни много ни мало около 25 взрослых) с облегчением вздохнула и окружила любимого Максимку еще большим вниманием и заботой.


    * * *


    Он пошел в свой садик, где начались ежедневные занятия с логопедом Натальей Марчук, дома с ним занималась мама.


    Становление правильной речи проходило медленно и с большими сложностями. Поэтому в первый класс в СОШ № 10 (выбор учебного заведения был неслучайный, школа небольшая и это был большой плюс) он пошел в 8 лет.


    Чтобы помочь сыну адаптироваться к новой обстановке, усвоить программу первого класса, Елене пришлось на этот период взять отпуск без содержания.


    - Было трудно, очень, - рассказывает с улыбкой она, - и ругались, и мирились, всякое было, но пережили.


    Говорить Максиму сложно и сегодня, словарного запаха не хватает (диагноз «задержка речевого развития» дает о себе знать), поэтому русский язык, сочинение и заучивание текстов наизусть, ему даются непросто.


    Каждую тему он проходит дважды: сначала вместе с классом, потом индивидуально с учителем, который выдает учебный материал повторно.


    Это дома, в кругу своих, он болтает без умолку, но как только попадает в другую, незнакомую среду замыкается, словно боится сказать невпопад, что-то не так, и от этого чувствует себя дискомфортно.


    * * *


    Возможно поэтому, когда Елене Вырупаевой позвонил Кирилл Алексеевнин, координатор благотворительных программ Хабаровского краевого благотворительного фонда «Счастливое детство», и предложил отправить Максима на проект «Белый пароход. Поющие реки России-2015», восприняла без особой радости.


    Певческим талантом от природы он был обделен, а там основной упор делают на музыкальных детях, к тому же сын должен принять решение сам, она может ему только предложить (так было всегда).


    Но была одна причина, по которой Лена не сказала категорическое «нет». В душе она понимала: сын растет, круг общения избирательный- родные и близкие, а ему нужно набираться жизненного опыта, учиться самореализации.


    Поэтому с Кириллом они сошлись на том, что тот сбросит на электронную почту подборку клипов, видео-роликов о проекте, Максим посмотрит, а потом они созвонятся.


    Максим посмотрел и загорелся «Белым пароходом».


    Первые три дня звонки с Хабаровска раздавались слишком часто - по 3- 4 раза на день и каждый разразговор с мамой начинался с вопроса:


    - Что делаешь?


    - Работаю,- спокойно отвечала Лена.


    - А я плачу! Ты зачем меня отправила в эту тюрьму, ты же говорила, что здесь будет хорошо?


    Надо сказать, что этот диалог происходил на фоне непрекращающегося дождя, парень жил в комнате совершенно один, по натуре он одиночка и ему так комфортней. К тому же это была вторая поездка четырнадцатилетнего подростка за сотни километров от родного Чегдомына, где остались дорогие сердцу бабушки, дедушки, дядя, тети, верные друзья - подруги - четыре двоюродные сестры, с которыми ему так просто и легко, которые принимают его таким, какой он есть.


    Максиму было тяжело там, мама и бабушка не находили себе места дома.
    В тайне от мальчика уже обсуждался вопрос: кто из них поедет его забирать, и поехали бы, если бы на третий день слёз, после традиционного: «а я плачу», Лена вдруг не спросила бы сына:


    - А что делают дети?


    - Обнимаются и общаются,- был ответ.


    - Вот и ты иди и общайся.


    И мальчик послушался. Как будто- то все это время он ждал от мамы именно этих слов, ее совета. Максим сделал первый, самый трудный шаг: сказал «привет» абсолютно незнакомым ребятам, как оказалось впоследствии открытым для общения и позитивными.


    Многие из них приезжают на проект летнего реабилитационного лагеря не первый год, поэтому все, как родные, и радушно принимают в свои ряды новичков.


    Телефонные звонки домашним стали все реже и все чаще с хорошими новостями.


    Как и предполагалось, в летнюю вокально - хоровую школу парень не прошел. Николай Диденко, художественный руководитель проекта, знаменитый оперный певец, солист Большого театра, после прослушивания сказал ему: «Голос пока ломается, вот на следующий год, возможно, возьмем тебя в бэк-вокал».


    Счастью не было предела!


    Пока юные талантливые певцы брали уроки вокала, учились писать музыку и готовились к благотворительному концерту, не менее талантливый Максим Вырупаев - неоднократный победитель Всероссийских конкурсов: «Золотая осень», «Новогодние чудеса», краевых и районных выставок среди инвалидов в номинации «Декоративно-прикладное искусство 2012-2015», постоянный участник фестиваля художественного творчества детей и юношества «Новые имена стран АТР», с головой погрузился в любимый мир живописи и рукоделия, в котором он пребывает последние семь лет. С интересом посещал художественную студию, где занятия проводили опытные педагоги и художники, самостоятельно осваивал новое модное направление – технику плетения силиконовых резинок и даже прихватил для этого специальный набор.


    Параллельно каждый участник творческой смены проходил полный курс лечения в соответствии со своим заболеванием. Например, у Максима был лечебный массаж, спелеокамера, дыхательная гимнастика.


    А ведь еще были отрядные дела, экскурсии... Скучать было некогда.


    «После Хабаровска его не узнать, - рассказывает мама. - На «Белом пароходе» он зарядился положительной энергетикой, которая царила в санатории-профилактории «Железнодорожник» на протяжении всей смены. Там не делят детей на здоровых и больных, инвалидов и не инвалидов, как это происходит в нашей обыденной жизни.


    У организаторов проекта иная задача – дать возможность юным талантам вопреки физическому неблагополучию найти свое призвание, развить природные способности, добиться творческих и жизненных успехов.


    Ему было комфортно среди 90 подростков. Дети с разными физическими возможностями нашли общий язык и стали настоящими друзьями».


    Его новые друзья пишут на электронную почту часто, он с удовольствием отвечает, делится новостями и фотографиями, с кем- то общается по скайпу.


    В последнее время у него появилось еще одно любимое занятие –перед зеркалом в наушниках поет песни, которые учили там на смене, не всегда берет нужную ноту, но очень старается.
    И часто хвалит своих вожатых и педагогов, когда в очередной раз рассматривает фото с «Белого парохода»: «Они интересные, они молодцы!»


    * * *


    Когда ребенок так позитивно воспринимает мир, он отвечает ему тем же.
    «Замечательный парень, надежный, воспитанный, - отзывается о Максиме Кирилл Алексеевнин. - Всегда помогал детям с более сложными заболеваниями.


    А еще любознательный, творческий молодой человек, за это и подарок ему вручили «Красную книгу Хабаровского края».


    С теплотой говорит о своем бывшем воспитаннике и Эмилия Сергеевна Аваргина, преподаватель ДШИ: «В художественный класс Максим пришел в 8 лет, в 2014 году успешно закончил его. А потом еще год по желанию занимался масляной живописью.


    Были небольшие проблемы с предметом «История искусства», поэтому занималась с ним индивидуально.


    Разносторонний, доброжелательный, открытый. Участник всех мероприятий в нашей школе, мама всегда рядом.


    Личные качества этого ребенка делают его недуг невидимым для окружающих».


    Упорным, деятельным, активным он был и в кружке «Пчёлка» (ЦРТДиЮ), где с 3-го класса руководитель - Ирина Дмитриева, учила его лепить, клеить, шить фетровые игрушки, делать топиарий и картины из природного материала, плести бисер.


    Он еще и вышивать на пяльцах умеет, но этому искусству научила его бабушка Настя.


    В конце прошлого учебного года Максим сообщил Ирине Геннадьевне, что из «Пчелки» уходит, большой уже, хочет заняться спортом.


    А вот каким, они с мамой еще думают, возможно, это будет волейбол или баскетбол (кстати, юноша отлично катается на коньках).


    Недавно Лена намекнула ему про танцы, но эта идея парня почему-то не вдохновила.


    Для Елены Александровны он «домашний» ребенок, наивный, доверчивый, «маменькин сынок», а для бабушки и дедушки - первый помощник. Летом почти все свободное время пропадает на их даче, пока был маленький – не отходил от бабушки, с недавнего времени крутится возле деда, с ним траву косит, помогает дрова пилить.


    * * *


    Вообще нынешнее лето нашему герою запомнится надолго, будет о чем написать в сочинении: «Как я провел это лето».


    «Белый пароход» - его яркий финал; в июне с двоюродными сестрами, мамой и ее сестрой Ириной сплавлялись на катамаранах по Бурее (в этой большой семье спорт и активный отдых на первом месте), а в июле работал флористом в папином цветочном салоне.


    Да-да, именно работал, поэтому с таким нетерпением ждал, когда ему исполнится 14 лет.


    Идеи цветочных композиций каждый вечер черпал из Интернета, что-то подсказывал папа, а на следующий день воплощал увиденное и услышанное в букеты.


    Он даже признался, что профессия флориста ему импонирует и что он обязательно выучится на него.


    А честно заработанные деньги потратил в Хабаровске на покупку учебных принадлежностей и школьной формы для себя.


    Как и все подростки в этом возрасте он мечтает. Его мечта - чтобы «Белый пароход» вернулся через год.


    Но эта встреча может состояться гораздо раньше. В планах организаторов музыкального проекта сделать и осеннюю смену оздоровительного лагеря в «наземном» формате на базе санатория «Железнодорожник», куда пригласят одаренных детей – сирот, детей из малоимущих семей и инвалидов.


    И среди них обязательно будет Максим Вырупаев, талантливый, увлекающийся и увлеченный человечек с доброй душой, который, несмотря на свой недуг, радуется каждому прожитому дню, приносит в этот мир любовь и счастье всем, кто его окружает и они отвечают взаимностью. И вы любите этот мир - многогранный, удивительный и прекрасный! Любите своих детей и верьте в них!


    Галина МАЛЕЕВА

  • распечатать
  • отправить другу

Ещё по теме:

  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить
Чегдомын